Скандал с отказом в регистрации на выборах в Мосгордуму некоторых кандидатов продолжает разгораться. При этом вероятность того, что им пойдут на встречу, по всей видимости, невелика. Это во многом подтверждает и состоявшаяся встреча незарегистрированных кандидатов с главой Центризбиркома Эллой Памфиловой.
Напомним, окружные комиссии в столице отказали в регистрации 57 кандидатам. Основная претензия к ним — недостоверность представленных подписей в их поддержку. Среди не допущенных на выборы оказались такие известные политики как Сергей Митрохин, Геннадий Гудков, Илья Яшин, правозащитник Андрей Бабушкин. По их словам, они представили достоверные подписи, которые были забракованы по политическим мотивам.
В целях добиться регистрации кандидаты вместе со своими сторонниками, а также представителями несистемной оппозиции провели 20 июля митинг на проспекте Сахарова. По данным полиции, в нем приняли участие 12 тысяч человек, по данным организаторов — около 22 тысяч. Ряд политиков призвали пикетировать здание Мосгоризбиркома и проводить несанкционированные уличные акции. То есть всё говорит о том, что в целом политическая обстановка в Москве накаляется.
Определенные надежды на разрешение ситуации наблюдатели связывали со встречей председателя ЦИК Памфиловой с кандидатами, которая состоялась вечером 23 июля. Однако на ней, в общем, не было сказано ничего нового. Глава ЦИК сказала, что закон надо выполнять, кандидаты имеют право отстаивать свои права, но при этом сам Центризбирком никак не может повлиять на решения городской комиссии, и в случае несогласия можно обратиться в суд. При этом Памфилова заметила, что уличные акции протеста ничего не дадут.
Незарегистрированные кандидаты обратили внимание, что сегодня нет четких правил, как проверять подписи. По закону, даже если они вполне достоверные, их можно забраковать, если допущены помарки, неправильно сделаны сокращения в названиях улиц и не учтены многие другие тонкости. Памфилова признала, что решение, как относиться к выполнению всех бюрократических тонкостей, решают именно комиссии и четких правил нет.
Это косвенно признали и в Мосгоризбиркоме. «Во всех случаях причина признания подписи избирателя недействительной — ошибка сборщика или самого кандидата. Избиратель ставит подпись сам, и это сомнению не подвергается, но недействительной она становится по вине сборщика подписей или кандидата», — сказано в заявлении столичной комиссии, которое было опубликовано уже после встречи с Памфиловой. Так что все попытки незарегистрированных кандидатов доказать именно достоверность подписей, могут оказаться тщетными.
Кстати, что касается уличной активности, власть, по всей видимости, пошла в контрнаступление. Так, стало известно, что Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий». Причиной послужили митинги и пикеты у здания Мосгоризбиркома представителей, как сказано в сообщении СК, «одного из движений». Пока в уголовном деле нет конкретных фигурантов, но наказание по статье предусматривает до пяти лет лишения свободы.
В день проведения встречи с Памфиловой в Москве также прошла серия одиночных пикетов неких граждан, которые говорили о том, что кандидаты от оппозиции не должны быть зарегистрированы.
Удастся ли выборы в Москве провести без политических потрясений?
Присутствовавший на встрече с председателем ЦИК снятый кандидат от «Яблоко» Кирилл Гончаров поделился своими впечатлениями от разговора:
— Встреча с Памфиловой не вселила ни в кого надежду, что ситуация разрешится в нашу пользу. Хотя, я хочу поблагодарить Эллу Александровну, что она согласилась на публичный разговор, это пример и другим чиновникам. Например, глава Мосгоризбиркома отказывался подобную коллективную встречу проводить с кандидатами — мол, только по одному.
Что касается результатов разговора, то вряд ли позиция Памфиловой на что-то повлияет. Собственно, ничего обнадеживающего она и не сказала. Мол, идите в суд, разбирайтесь по каждой подписи. Естественно, мы будем это делать и будем пытаться доказать свою правоту. Но, к сожалению, и от позиции главы ЦИК мало что зависит.
«СП»: — То есть предстоит долгая волокита?
— Я вчера передал Памфиловой папку с материалами, такую же отдал в Мосгоризбирком. Там много примеров, где члены комиссии искали человека в базе по несуществующей фамилии. Неправильно вбивали фамилии, имена, отчества. У меня забраковали подписи, которые я лично собирал. Признали недействительной даже подпись моей мамы, дескать, она поставила дату не своей рукой, хоть расписалась сама. Боюсь, что эти выборы войдут в историю как грязные.
Нам открыто не сказали, что наша борьба бесполезна. ЦИК попробует даже занять роль некоего арбитра. Мы будем отстаивать свои права, просто нет другого выхода. Но факт, что весь процесс затягивается. Мы говорили Памфиловой, что пока другие кандидаты проводят агитацию, мы ходим по инстанциям. Вот нас пригласили на Совет по правам человека. Всё это важно, но мы теряем время.
Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме и кандидат на выборах от КПРФ Леонид Зюганов полагает, что необходимо менять саму систему регистрации кандидатов:
— Я посмотрел всю трансляцию встречи с Памфиловой. С одной стороны, она сказала правильные вещи: закон есть закон и его надо выполнять. Понятно, что нельзя действовать, исходя только из политической повестки. Да, наше законодательство давно не соответствует вызовам времени, это признала и председатель ЦИК.
Конечно, определенный фильтр нужен. Иначе в каждом округе будет по 20 городских сумасшедших, по 20 спойлеров и всего 5−10 реальных кандидатов. Но и фильтр надо менять. Сегодня невозможно сказать, как работают почерковедческие экспертизы, на основе чего выбираются для проверки подписи и почему они бракуются.
Должны быть понятные элементы проверки подписей, чтобы окружные комиссии не могли делать то, что хотят. Сейчас барьер с подписями выглядит как фильтр, которым можно управлять как угодно, так как правила проверки просто не ясны.
«СП»: — Какая складывается ситуация применительно к нынешним выборам?
— В целом ситуация не совсем нормальная. Понятно, что кто-то «рисовал» подписи. Причем нельзя сказать однозначно, кто прав или виноват. Точного ответа быть не может в нынешней системе.
Вообще, собрать около пяти тысяч подписей очень тяжело. Квартиры люди открывают неохотно, поэтому собираются подписи медленно. По всей видимости, надо количество необходимых подписей уменьшать.
Новости Москвы: Выборы в Москве грозят обернуться нешуточными протестами
Выборы в Мосгордуму: В СПЧ назвали чушью уголовное дело в связи с митингом у Мосгоризбиркома