В российских СМИ вызвали ажиотаж высказывания бывшего министра иностранных дел Латвии Яниса Юрканса в интервью Sputnik Латвия. Он совершенно справедливо заметил, что отношения стран Балтии с Россией зависят от политики США. Но из этого высказывания некоторые сделали ошибочный вывод, предполагающий, будто в латвийского политикуме царит здравомыслие, просто честно высказываться деятели могут лишь после того, как теряют свои должности.
Член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков в беседе с RT высказал мнение, опираясь на высказывания Юрканса, будто политики Прибалтики, когда покидают должности, очень объективно оценивают происходящее в их стране. Но если говорить о местной политической элите, то пример с Юркансом — уникальный.
Юрканс, пожалуй, единственный из числа латвийской элиты, который высказывает подобные мысли. А главное - он всегда был таким, в том числе, и возглавляя МИД Латвии, а не тогда, когда потерял этот пост. И всегда стремился к прагматичным отношениям с Россией.
Министром-то он был на заре латвийской независимости — в 1990—1992 годах. И кстати, должность потерял как раз из-за того, что выступал против необоснованных территориальных претензий Латвии в отношении Пыталовского района Псковской области России. Того самого, про который Владимир Путин однажды заочно ответил латвийским националистам: «Не Пыталовской район они получат, а от мертвого осла уши!».
Так, в общем, и вышло. В исторической перспективе Янис Юрканс оказался прав. В отличие от эстонцев, которые не хотят ратифицировать договор о госгранице с Россией, претендуя на Печорский район Псковской области, который был в составе Эстонии по Тартускому мирному договору 1920 года, давно потерявшему силу, Латвия ратифицировала свой договор в 2007 году. И по словам нынешнего главы МИД Эдгара Ринкевича, никаких причин для постановки вопроса о территориальных претензиях у Риги больше нет и быть не может.
То есть делать вывод о тайных или явных прагматичных воззрениях латвийской элиты в отношении России лишь по выступлению Юрканса нельзя.
С определенной натяжкой к числу таких политиков можно было бы отнести теперь уже бывшего мэра Вентспилса Айвара Лембергса, который долгое время был одним из влиятельнейших политиков страны, руководителей Союза зеленых и крестьян. Одно время котировался на пост премьера. Но против него жестко интриговали националисты. Еще бы. Он, например, хотел даже, чтобы Вентспилсский порт участвовал в проекте «Северный поток-2». И тогда правительство Латвии запретило любое участие в этом проекте кому бы то ни было в стране.
Еще Лембергс совершил преступление — ругал моряков НАТО, заблевавших клумбы в городе-порте. Все для него закончилось плохо. Мэра неоднократно пытались привлечь к уголовной ответственности, обвиняя в коррупции. Так и не доказали, никакие суды не констатировали это преступление. Тем не менее, 9 декабря прошлого года Управление по контролю за иностранными активами Государственной казны США объявило против него санкции как против лица, якобы прямо или косвенно причастного к коррупции. Лембергс считает, что его соотечественники-оппоненты из власти подсуетились. Но это уже не имеет значения. Его отстранили от обязанностей мэра. Он снял с себя полномочия члена правления Вентспилсского порта, чтобы санкции не ударили по предприятию. Власти «на всякий случай» национализировали порт. Банки Латвии отказались сотрудничать с Лембергсом и связанными с ним компаниями.
Среди известных политиков Латвии, выступающих за добрососедские отношения с Россией, — лидер Русского союза, европарламентарий Татьяна Жданок. Но местная элита ее всячески отовсюду выдавливает. Не дали возможности избираться в Сейм под предлогом ее участия в коммунистических структурах после объявления независимости. По той же причине отняли мандат депутата Рижской думы. На Европарламент власть латышских деятелей не распространяется. Татьяну и ее соратников — Владимира Линдермана, Александра Гапоненко и других, кого латвийская Фемида постоянно прессует, местная элита на порог не пускает.
Ну, а сама элита и не скрывает своих антироссийских настроений, и что-то неизвестно, чтобы чья-то позиция поменялась после потери должности.
В целом эту позицию обобщил Эдгар Ринкевич, чью точку зрения излагает портал Delfi. По его словам, исторический фронт между Латвией и Россией «никогда и не закрывался». «У нас очень разные трактовки случившегося в 1940 году. Это еще одна круглая дата — 80 лет со дня оккупации Советским Союзом Балтийских стран».
Речь о вступлении Латвии в состав СССР.
Ну а Янис Юрканс так оценивает ситуацию в стране: «Как только кто-нибудь посмотрит в сторону России, то могут быть санкции — так как это было сделано в отношении компаний, которые участвуют в проекте „Северный поток-2“. Американцы будут травить санкциями, они будут как полицейский, пока доллар царствует в экономическом мире, американцы будут использовать этот рычаг». Видимо, политик имеет в виду и Лембергса.
Еще более точную оценку он дал в интервью «Росбалту». Там он тоже сказал, что Латвия находится под полным влиянием американцев. «У нашего премьер-министра — американский паспорт, у президента — немецкий. Экс-президент Латвии была гражданкой Канады. Нас держат под пристальным вниманием. Поэтому мы стоим спиной к России, не понимая, что она не идеологическая кукла, а наш реальный сосед, бок которого мы будем чувствовать всегда. Но общая политика сегодня такая — все, что плохо России, нам нравится».
И подчеркнул: «В Латвии уже долгие годы идет милитаризация общественного мнения. Постулируется тезис о том, что Россия — наш враг, и мы должны тратить большие деньги на вооружение. Население держат в напряжении и повторяют, что Россия может начать военные действия в любой момент. И люди готовы затянуть пояса: пусть меньше денег идет на образование, медицину — никто не возражает против 2% бюджета на военные нужды…».
Вот такая атмосфера и царит в этой балтийской стране.
Новости Эстонии: Эстонцы обманули НАТО, затеяв конфликт с Россией
Постсоветское пространство: Президент Абхазии выступил с заявлением после акции в Сухуме