Глава Счетной палаты Алексей Кудрин 12 марта объявил, что прогноз, использованный для российского бюджета, уже «безнадежно устарел», страна недополучит около 3 трлн рублей, рост экономики будет «ближе к нулю» и «ниже будут значения всех других показателей с точки зрения роста реальных доходов населения».
Можно было бы предположить, что сказано это для красного словца, но другие экономисты согласны с таким прогнозом.
— Я думаю, падение будет продолжаться минимум 3−4 месяца, учитывая, что рынки не смогут восстановиться сразу, — считает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. — И если курс национальной валюты остановится на отметке в 75−77 рублей за доллар, то объем выпадающих доходов бюджета может составить порядка 3,5−3,8 трлн рублей, и это потребует высвобождения средств Фонда национального благосостояния.
Из-за этого возрастет нагрузка на Фонд, часть средств которого уже решено направить на крупные инвестиционные проекты, а часть — на покупку Сбербанка Центробанком. Возрастание нагрузки на Фонд в конечном итоге приведет к падению темпов роста ВВП. И, по мнению экономиста, если нынешняя тенденция сохранится, то рост будет околонулевым или остановится.
— Рисков для исполнения бюджета нет. Но девальвация рубля, конечно, ударит по карману граждан, это еще хуже отразится на потребительском спросе. Реальные доходы населения падали, только в 2019 году был зафиксирован незначительный рост. Предполагаю, по итогам года реальные доходы населения, как минимум, не возрастут. Они могут упасть. И это ударит по карману граждан, — прогнозирует Алисен Алисенов
Потом, как считает эксперт, низкий потребительский спрос спровоцирует кризис в отдельных отраслях экономики. Это приведет к тому, что сократится предложение на рынках.
По мнению Алексея Кудрина, самые сильные последствия мы ощутим, когда пройдет полгода.
— Но многое зависит от того, будут ли поддержаны программы, которые предусматривают индексацию выплат — пособий, пенсии и т. д, — предупреждает Алисен Алисенов. — И все зависит от пандемии, насколько она затянется. Чем дольше — тем хуже, как для мировой экономики, так и для России, которая сильно зависит от роста мировой экономики и от цен на нефть. Это наш основной экспортной ресурс, даже несмотря на то, что доля нефтегазовых доходов снизилась. А по прогнозам в этом году рост мировой экономики замедлится.
Не только экономисты, но и политологи посчитали это выступление Кудрина знаковым.
— В заявлении Кудрина самое смешное это то, что он ввел в оборот фразу «нулевой рост». Нулевой рост — это изречение Кудрина. Он прекрасный экономист и он ищет какой-то язык, чтобы объяснить, что мы попали в очень непростую ситуацию, — обращает внимание политолог Константин Калачев. — Некоторые вещи, которые он говорит — кажутся оксюмороном, звучат прямо как ерунда. Но могу сказать, что нас действительно ждут тяжелые времена. В этом случае я с Кудриным совершенно согласен.
На самом деле, это не первый негативный прогноз Алексея Кудрина за последнее время. Он предрекал сложнейшую ситуацию в 2015 году из-за падения цен на нефть и воссоединения Крыма, в 2017 году заявлял о грядущем нулевом росте пенсий на ближайшие десятки лет и делал иные прогнозы. Другое дело, в чем причина столь волнительных для россиян негативных прогнозов главы Счетной палаты, причем за полгода — год до возможных последствий.
— Кудрин всегда был прогнозистом, но, к сожалению, его прогнозы не сбывались. Он кричал в 2015 году, что все пропало, но не пропало. Сейчас ему с точки зрения политического позиционирования важно, чтобы его прогноз сбылся. И на самом деле, раньше сколько бы он ни пугал — было не страшно. А сейчас стало страшно, — заключает Константин Калачев.
Последние новости по теме экономический кризис:
Бунич: За коронавирусом стоит «мохнатая лапа», есть риск, что кризис развалит страну