В администрации президента готовы к сценарию, при котором «Единая Россия» по итогам выборов 2021 года не получит конституционного большинства в Госдуме.
Как сообщает «Коммерсант», по мнению главы управления по обеспечению деятельности Госсовета Александра Харичева, при текущих раскладах партия может рассчитывать на 250 мандатов из 450. При этом, по словам источников, в администрации президента рассчитывают на то, что при необходимости конституционное большинство будет достигаться путем коалиции с другими партиями.
Согласно прогнозам «Коммерсанта», при нынешних рейтингах список ЕР может получить чуть более 40% голосов — это около 90 из 225 списочных мест в Думе. При этом реально мандатов у единороссов будет больше, так как избранные в Думу партии, по сути, делят между собой голоса, отданные за тех, кто не прошел пятипроцентный барьер. На выборах 2016 года таких «утерянных голосов» (включая недействительные бюллетени) было 13,1%. При результате 40% и той же доле перераспределенных голосов список ЕР получит в сумме около 103−104 мандатов. То есть для получения конституционного большинства единороссам придется еще выиграть почти 200 из 225 одномандатных округов.
Стоит отметить, что, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенному с 23 по 29 ноября, рейтинг ЕР составляет 29,9% от всех опрошенных, хотя с 2006 года не опускался ниже 30%. При этом снижение рейтинга партии власти фиксируют все социологи
Напомним, ранее мы писали о том, что источники того же «Коммерсанта» заявляли о поставленной «Единой России» Кремлем задаче занять не менее двух третей мест в нижней палате парламента. Якобы озвучил такую установку все тот же Харичев, по словам которого, такого результата требует президент Владимир Путин.
Как это сочетается? Какой вариант все же сочтут предпочтительнее в Кремле?
— Теоретически оба варианта возможны, — считает доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета Андрей Коряковцев.
— Это зависит от судьбы проводимого социально ориентированного курса. Но есть и еще фактор. Это зависит от самой ЕР: насколько она будет готова ему соответствовать. Трудность в этом. Однако, надо иметь в виду, что остальные «системные» партии находятся не в лучшем состоянии. У них же у всех один исторический социальный источник — позднесоветская номенклатура и одна социальная база — различные отряды чиновничества и буржуазии.
«СП»: — В администрации полагают, что при необходимости конституционное большинство будет достигаться путем коалиции с другими партиями. О каких партиях идёт речь? Настолько ли они управляем
— Я думаю, что в этом отношении большое будущее у ЛДПР и у партий — левых спойлеров КПРФ. По отношению к которым она сама когда-нибудь станет спойлером.
«СП»: — Социологи фиксируют снижение рейтинга ЕР. Почему? Можно ли ещё поднять рейтинг менее, чем за год?
— Рейтинг поднять можно и его будут поднимать за счет акцентирования социальной повестки. Проблемой являются политические и интеллектуальные ресурсы самой ЕР.
«СП»: — Некоторые считают, что Кремлю может быть и невыгодна доминирующая победа ЕР, так как такой результат может быть принят не всем обществом. Согласны с этим? А на кого тогда будет ставить Кремль?
— Не согласен. Пока без ЕР Кремль обойтись не может — точно так же, как и без всей остальной фиктивной (с точки зрения реальных классовых противоречий) оппозиции.
— На данный момент в политических тусовках, телеграм-каналах и СМИ обсуждаются даже сроки проведения парламентских выборов, — отмечает директор Института свободы, член бюро политсовета партии «Родина» Федор Бирюков.
— Одни источники говорят про сентябрь 2021 года, другие столь же уверенно прогнозируют досрочное голосование в марте или апреле. То есть вокруг думских выборов заранее сформирована атмосфера интриги. Именно для усиления интриги в общественном пространстве проводятся и различные «вбросы» относительно вероятных результатов партии власти, о готовности или неготовности ЕР взять конституционное большинство в новом созыве Госдумы
Гораздо интереснее, сколько голосов получит так называемая парламентская оппозиция и за счет кого. Эти партии вынуждены будут вступить в очень жесткую схватку друг с другом, чтобы хотя бы сохранить свое представительство в Думе на прежнем уровне. Но, разумеется, кому-то повезет меньше, кому-то больше. И здесь важную роль будут играть партии, ограниченно представленные или пока еще вовсе не представленные в парламенте. Шанс преодолеть пятипроцентный барьер есть у «Родины» и «Новых людей», представляющих различные электоральные группы, но при этом определенно претендующих на голоса оппозиционно настроенных избирателей слева и справа, т. е на электорат КПРФ, ЛДПР и СР. С точки зрения государственных интересов уменьшение доли старых оппозиционных партий в пользу новых политических сил является стратегически выгодным. И, напротив, сохранение статус-кво нынешнего думского квартета будет чревато внутриполитическим кризисом в преддверии следующих президентских выборов.
«СП»: — Социологи фиксируют снижение рейтинга ЕР. Но его фиксируют перманентно, а партия власти все еще на плаву. Как долго, по-вашему это продлится? При каких обстоятельствах Кремль может отказаться от нее, делав «козлом отпущения»?
— Уже был опыт утилизации правящих партий. «Выбор России» и «Наш дом Россия» канули в Лету сразу же, как власть перестала нуждаться в их существовании. Но это были моменты революционных по сути ротаций элит. А на данный момент ничего такого в ближайшей перспективе не намечается…
— В Кремле рассматривают различные сценарии будущего электорального цикла, — уверен политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— Перед «Единой Россией» будет поставлена цель набрать конституционное большинство. При этом не будут исключать и другого варианта, когда ставку придется делать на подконтрольную коалицию. Важно будет, с какими электоральными рейтингами подойдет партия к выборам. Если к этому моменту кризис пандемии будет пройден, а от парламента и правительства не будут исходить предложения по повышению налоговой нагрузки, то у «Единой России» есть все шансы при широкой административной поддержке и при искусственном ограничении политического пространства снова набрать конституционное большинство. Но таких тепличных условий не будет. Наоборот, к осени 2021 года хоть и будет пройдена активная фаза пандемии, но проблемы, вызванные коронавирусом, станут еще заметнее. Разорившийся бизнес, выросшая безработица, упавшие доходы населения — всё это станет проблемой для рейтинга власти и «Единой России». Тепличных условий для партии власти, как это было раньше, ожидать точно не стоит.
Еще недавно казалось, что Кремль не готов работать с парламентом, в котором были бы представлены независимые и маргинальные оппозиционные силы. Начиная с четвертого созыва Госдумы каждый последующий созыв выглядел всё более монолитным и не допускающим какой-либо полемики. Такой расклад был выгоден Кремлю, так как не нужно было тратить время на переговоры с разными партиями. Парламент после 2008 года признали ненужным и тормозящим политические процессы органом и его фактически устранили, сделав фиктивным. Это привело к проблемам, оголившимся в последние годы, когда у людей четко определился запрос на новые лица и политические силы. Мы увидели, как в регионах начали голосовать за кого угодно, только не за «Единую Россию». Бренд партии начал ассоциироваться у людей с негативом, поэтому представители власти начали идти на выборы как самовыдвиженцы, избегая ассоциаций с «Единой Россией». Партия власти достигла низшей точки в своей истории, после чего они начали проводить внутренние реформы. Но их крайне позитивные прогнозы, что они смогут восстановить свой рейтинг хотя бы до уровня 2014 года, выглядят сомнительными. В Кремле в полной мере пока не оценили электоральный ущерб для власти от пандемии коронавируса. «Единой России» в будущий электоральный период придется работать с самыми низкими рейтингами за свою историю.
Кремль уже получил сценарии, когда в ряде регионов после протестного голосования «Единая Россия» не получила большинства голосов. После единого дня голосования в сентябре «Единая Россия» не смогла обеспечить себе большинство на выборах в законодательные собрания в Томске, Новосибирске и Тамбове. Голоса расходились в этих регионах по-разному: хорошие цифры получили новички в лице «Родины» и «Новых людей», но не осталась без хороших процентов на фоне протестного голосования и старая тройка в лице КПРФ, «Справедливой России» и ЛПДР. Кремль будет изучать опыт этих регионов, как там будет выстраиваться работа с новыми брендами и насколько усложнится на этом фоне работа губернатора. Если опыт признают успешным и потерь будет минимум, то и на федеральные выборы будут идти, не опасаясь низкого процента «Единой России».
«СП»: — Их н смущает, что тот же ВЦИОМ регистрирует падение рейтинга ЕР ниже 30%?
— Сейчас рейтинг «Единой России» — и это без цифр «Левады"*, опрос проводил Фонд «Общественное мнение» — болтается в районе 28%, хотя до начала пандемии показатель был в районе 37%. Кремлевские политологи пытаются выстроить картину таким образом, что у такого снижения рейтинга есть объективные причины, а когда коронавирус пройдет, то и рейтинг восстановится. Этот посыл является ложным, так как рейтинг «Единой России» хоть и коррелируется с рейтингом президента и правительства, но нет смысла ожидать роста доверия к власти в конце 2021 года. Чтобы восстановить рейтинг, люди должны увидеть от власти популярные решения, которые бы приводили к повышению их уровня жизни. Но в ближайшее время анонсируются только непопулярные решения, которые не смогут повлиять на рост рейтинга, он и дальше будет катиться вниз.
Существует хитрый ход, основанный на долгосрочной перспективе, когда в Кремле не будут бороться за высокие цифры «Единой России» на ближайших выборах, понимая, что ближайшие годы в стране будут сложные. И в таком случае негатив может перенестись на новые партии, а «Единая Россия» на следующий электоральный период снова выстрелит с высоким процентом. Но в такой сценарий не верится, так как долгосрочного планирования в Кремле попросту нет.
* АНО «Левада-Центр» внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.