За последние несколько дней официальные представители Киева сделали сразу два резких выпада в адрес руководства Германии. Средства массовой информации активно «мусолят» заявление украинского посла в Берлине Андрея Мельника, который решил преподать своим немецким коллегам урок истории: «Моральный долг Федеративной Республики положить конец незаконной оккупации Крыма следует прежде всего из всегдашней исторической ответственности Германии перед Украиной за нацистскую тиранию с более чем 8 миллионами украинских жертв войны».
Господина посла, видимо, не смущает, что в 40-е годы прошлого века Крым был частью РСФСР. Да и с нормами дипломатического этикета он обращается не менее вольно, чем с историческими фактами.
Это тот самый Мельник, который в 2019 году разнес немецких политиков из Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Штефана Вайля и Мануэлу Швезига — за критику западных санкций против России. Он же в прошлом месяце «наехал» на президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Тот имел дерзость не упомянуть отдельно об украинцах, касаясь темы нацистской агрессии против СССР.
«Если бы во время визита в Киев господин Штайнмайер в свое время посетил Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне на днепровских склонах, то он бы узнал о том, что именно украинский народ понес колоссальные потери во время нацистского нашествия и развязанной Третьим рейхом войны на истребление и порабощение. (…)
Именно вот этот более «широкий контекст» и стоило бы иметь в виду, прежде чем цинично использовать столь чувствительны исторические аргументы ради обеления «Северного потока-2″, который уже в наши дни несет в себе прямую угрозу новой горячей фазы российской агрессии, которая не прекращается ни днем, ни ночью уже седьмой год подряд и несет невыразимую боль и страдания на украинскую землю», — заявлял Мельник.
В Берлине его слова встретили с «полным непониманием». Но громкого дипломатического скандала не произошло. Видимо, федеральное правительство решило смириться с тем, что украинский посол позволяет себе подобные высказывания. Они отлично вписываются в линию президента Зеленского, который во время разговора с Трампом критиковал Германию за игнорирование проблем Украины.
Примеру Мельника тем временем решил последовать, ни много ни мало, первый президент «незалежной» и глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по урегулированию конфликта в Донбассе Леонид Кравчук. Он сделал не менее сенсационное заявление, на которое СМИ почему-то не обратили внимание.
«Я не хочу обижать Европу, но Россия Европу не слушает. Она купила уже многих, в том числе бывших канцлеров. Россия покупает Европу. И я думаю, что наличие в данном случае США в формате („нормандском“ — прим. ред.) укрепит позвоночник этой организации и Россия почувствует, что там находится одна из самых сильных, мощных стран мира и что с ней нужно считаться», — выдал Кравчук.
Трудно не догадаться, на кого он намекает. «Купленный» канцлер ФРГ — это Герхард Шредер, сторонник «Северного потока-2», противник западных санкций против России и личный друг Путина.
Примерно то же самое осенью прошлого года заявил Алексей Навальный: «Шредер был канцлером самой могущественной страны Европы. А теперь он — мальчик на побегушках у Путина, который защищает убийцу».
Эти слова вызвали большой резонанс и ответную реакцию самого Шредера. Экс-канцлер даже пригрозил судебными тяжбами изданию Bild, которое брало интервью у российского оппозиционера: «Я понимаю тяжелую личную ситуацию, в которой находится господин Навальный. Однако его заявления в интервью газете Bild и на сайте bild. de о якобы „тайных платежах“ являются ложными. Он сам сказал, что у него нет доказательств его необоснованных утверждений. Тем не менее, газета Bild и bild. de распространили эти заявления без того, чтобы попросить моей точки зрения. Поэтому я считаю себя обязанным действовать юридическими методами против издательского дома, серьезно нарушившего мои личные права».
Правительство ФРГ на этот конфликт никак не отреагировало. По крайней мере, публично. Но для Меркель и компании это, конечно, был крайне неприятный эпизод. Власти Германии вырывают «берлинского пациента» из цепких когтей ФСБ, обеспечивают его охраной, лечат в самой лучшей клинике, а он позволяет себе оскорблять (именно оскорблять!) отставного немецкого канцлера. Местное население тоже оказалось оскорблено.
Какую бы политическую позицию ни занимал Шредер, он семь лет стоял у руля федерального правительства. Вряд ли рядовым немцам приятно услышать, что их бывший лидер — «путинская марионетка» и «адвокат убийцы».
Как бы то ни было, теперь на Шредера наезжает первый президент Украины, хоть и не называет его имени. Причем слово «канцлеры» он упоминает во множественном числе. То есть Путин «прикупил» еще кого-то из бывших лидеров ФРГ? Возможно, покойного Гельмута Коля, который после отставки тоже поддерживал отношения с Путиным, посещал Москву с частными визитами и критиковал антироссийские санкции? Журналистам следовало задать уточняющий вопрос…
В случае с Навальным бывшего руководителя Германии критиковало неофициальное лицо — российский блогер и оппозиционер. Так сказать, свободный художник. А вот Кравчук является высокопоставленным украинским чиновником, которого в Трехстороннюю контактную группу делегировал лично Зеленский. Любое его слово воспринимается через призму двусторонних отношений Киева и Берлина. Экс-президент Украины это прекрасно понимает, но все равно позволяет себе подобные выходки. И дело здесь, по большому счету, не в самом Шредере. Его «покупка» (в интерпретации Кравчука) — это всего лишь частная операция в рамках большой кампании по усилению российского влияния в Европе. Продвигается она успешно, поскольку Франция и Германия больше не могут самостоятельно «держать позвоночник» переговорного процесса по урегулированию конфликта в Донбассе. Не случайно Кравчук противопоставляет им США.
«Кстати, как вы знаете историю, первая встреча была не в Минске, а в Швейцарии. Был „женевский формат“. В „женевском формате“ присутствовал госсекретарь Соединенных Штатов Америки. Но потом Путин сумел обвести вокруг пальца и Порошенко, и других, и они доказывали тем же Соединенным Штатам Америки — мы это можем сделать без вас. Это была огромная ошибка. А если начиналось с участием США, то можно и продолжить», — полагает экс-президент Украины.
Речь идет о первой попытке деэскалации конфликта в апреле 2014 года. Тогда в переговорном процессе действительно участвовали Россия, Украина, США и Евросоюз. Почему «женевский» формат трансформировался в «нормандский» — вопрос открытый. Причин могло быть несколько. Но совершенно очевидно, что если бы Штаты хотели быть полноправными участниками переговоров, то им бы никто не запретил. Просто такого желания у Вашингтона не было.
Франция и Германия, как позже выяснилось, тоже выступают против расширения «нормандского формата» за счет США (и уж тем более за счет Великобритании). Поэтому деловое, казалось бы, предложение Кравчука — это тоже выпад в сторону Берлина.
Официально Киев и Берлин продолжают поддерживать теплые союзнические отношения. В Германии проводится четвертый украинско-немецкий бизнес-форум, участников которого приветствует лично Зеленский. Он же в своей речи поблагодарил ФРГ за сотрудничество в «нормандском формате» и усилия, направленные на завершение войны в Донбассе.
Противоречие налицо: президент Украины признает позитивную роль Германии в этом процессе, а назначенный им чиновник говорит о неэффективности, бесхребетности и даже продажности Европы.
Вероятно, продолжая «дружить» с немцами, Зе-команда все же хочет показать им свой крутой нрав. Поводом могла стать недавняя новость о том, что Германия якобы хочет получить от США разрешение на реализацию «Северного потока-2» в обмен на крупные инвестиции в украинскую промышленность. Для Киева это настоящая «зрада».
Пока что обвинения Кравчука можно сравнить с предупредительным выстрелом в воздух. Сами по себе они ни на что не повлияют. Но если «Северный поток-2» будет достроен и введен в эксплуатацию (а к этому все идет), то отношения между Киевом и Берлином станут намного прохладнее. Этим, кстати, наверняка попытается воспользоваться Британия, которая активно укрепляет своей влияние на Украине и стремится использовать её как рычаг давления и на Россию, и на Евросоюз.