Маховик антибелорусских санкций на Западе раскачивается медленно, но верно. Реакция Евросоюза после задержания основателя проекта «Нехта» Романа Протасевича не оставляет сомнений в том, что новые ограничительные меры против режима Лукашенко — это вопрос времени. Вообще, экстренная посадка самолета Ryanair в аэропорту Минска стала настоящим подарком для белорусской оппозиции и их зарубежных кураторов, которые стремятся усилить давление на «последнего диктатора Европы».
Ведущие страны ЕС объективно потеряли интерес к этой теме. Борьба за «демократию» в Беларуси перестала быть трендом мировой политики, она больше не будоражит умы журналистов, экспертов и рядовых жителей европейских стран. Даже у нас мало кого интересует, от чего скончался в заключении общественно-политический активист, член оппозиционной партии БНФ («Белорусский народный фронт») Витольд Ашурок, почему заблокировали портал tut. by и какие проблемы возникли у польской общины Беларуси. А тут — на тебе! Ленты новостей забиты Протасевичем, как будто ничего другого в мире и не происходит.
Четвертый пакет санкций против Минска и так готовился. Тихановская активно обсуждала его во время переговоров с западными политиками (к примеру, с главами МИД Греции и Словакии).
Высокий представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель подтверждал, что новые санкции не за горами. Но особых проблем Батьке они не сулили. Reuters со ссылкой на четырех европейских дипломатов сообщал, что речь идет о персональных ограничительных мерах против 50 человек. В принципе, ЕС каждый месяц может вносить в «чёрный список» пару десятков белорусских чиновников — Лукашенко от этого ни холодно, ни жарко.
24 мая ситуация кардинальным образом изменилась. Задержание Протасевича стало классическим «черным лебедем» — событием, которого никто не ожидал. И дело здесь не только и не столько в самом основателе «Нехта», сколько в истребителе, который сопровождал гражданский лайнер до аэропорта в Минске. На Западе и слушать не хотят легенду о том, что это была мера предосторожности.
Поведение Лукашенко трактуется как авиапиратство, угон самолета и угроза совершения террористического акта (использования военной авиации против пассажирского самолета). Прецеденты, конечно, были и раньше — достаточно вспомнить, как Киев развернул самолет «Белавиа» в 2016 году, угрожая отправить на его перехват истребитель. Но одно дело, когда «акт государственного пиратства» совершает «демократическая» Украина, и совсем другое — когда то же самое делает «тоталитарная» Беларусь…
Как бы то ни было, в новых реалиях над Лукашенко нависла более тяжелая и увесистая санкционная дубинка, чем раньше.
Давление на него осуществляется сразу по нескольким направлениям. Санкции против отдельных физических лиц — это вопрос решенный (список скоро увидим). Приостановка сотрудничества по линии инвестиционных программ — тоже. «У ЕС есть инвестиционный и экономический пакет на €3 млрд. для Беларуси, он заморожен до того момента, пока Беларусь не станет демократической страной», — заявила глава Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен. Что ж, и это Лукашенко переживет. Однако Запад может нанести по нему более чувствительный удар.
Евросоюз постановил запретить белорусским авиакомпаниям совершать рейсы в аэропорты ЕС и рекомендовал своим перевозчикам отказаться от использования воздушного пространства Беларуси. На момент подготовки публикации к этому совету прислушались уже несколько европейских компаний: KLM (Нидерланды), Air France (Франция), Lufthansa (Германия), SAS (Швеция), LOT (Польша), Wizz Air (Венгрия), Air Baltic (Латвия), Singapore Airlines (Сингапур). Этот список тоже будет пополняться.
Более того, как утверждает Bloomberg со ссылкой на свои источники, ЕС рассматривает вариант полной транспортной блокады Беларуси. В таком случае будет прекращено и воздушное, и наземное сообщение между Минском и странами ЕС. В том числе с прибалтийскими республиками, порты которых Лукашенко использует для экспорта нефтепродуктов, удобрений, лесоматериалов и других грузов. Больше всего от этого пострадает Клайпеда.
Пока Рига, Вентспилс и Лиепая переживали тяжелейший транзитный кризис, Клайпеда уверенно держалась на плаву благодаря сотрудничеству с белорусскими компаниями. Администрация литовского порта не скрывает, что примерно треть всех грузов приходит сюда из Беларуси. Примерно каждая четвертая тонн — это удобрения, которые производятся в соседней стране.
Клайпеда без потрясений переживет потерю белорусских нефтепродуктов, которые Путин и Лукашенко уже пустили в сторону Ленинградской области. Но без удобрений ей придется совсем туго.
О строительстве отдельного терминала для обработки продукции «Беларуськалия» в Усть-Луге уже идут переговоры. «Вопрос создания терминала в Усть-Луге для транзита белорусских удобрений обсуждается. Пока окончательно место не выбрано, но желание у белорусской стороны есть, у нас желание помочь белорусской стороне тоже есть. Я думаю, к лету мы определимся, и станут понятны место расположения терминала, его размер. В основном обсуждается Усть-Луга», — говорил руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев.
Затем премьер-министр Беларуси Роман Головченко подтвердил, что «определены категории товаров, где потенциально есть экономическая целесообразность задействовать российские порты». Но теперь впору думать не только об экономике — на первый план выходят вопросы обеспечения государственной безопасности. Что будет, если завтра ЕС объявит Беларуси полную транспортную блокаду? Если Литва в одночасье прекратит сотрудничество со всеми белорусскими грузоотправителями, руководствуясь своими «демократическими» идеалами?
По Клайпедскому порту будет нанесен тяжелейший удар, но и Батьке придется спешно искать альтернативные маршруты для транзита грузов. Очевидна, сама угроза транспортной блокады будет способствовать тому, что переговоры о строительстве белорусского терминала в Усть-Луге закончатся подписание конкретного соглашения.
Литва и Латвия оказались в числе стран, которые наиболее активно требуют ввести новые санкции против Минска. Несомненно, они будут лоббировать самые жесткие меры воздействия на Лукашенко. И тем самым рыть себе могилу.
Не будем забывать еще один любопытный факт: месяц назад американский Минфин разморозил санкции против белорусских предприятий концерна «Белнефтехим». Вслед за ним то же самое теперь может сделать Евросоюз. Более того, в «черный список» может добавиться тот же «Беларуськалий». Посол США в Минске Джули Фишер (которую в Минск не пускают) допускала, что это возможно.
Ударить по «Беларуськлаию» за нарушения прав трудящихся уже давно призывает Тихановская. Теперь и бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский призвал Евросоюз ввести ограничения против производителя удобрений: «Роман Протасевич должен быть освобожден, а диктатор наказан. Диктатора следует ударить там, где ему больнее всего: по его кошельку. (…) Европейские страны должны присоединиться к санкциям США против «Белнефтехима» и ввести санкции против «Беларуськалия».
«Существующие европейские санкции включают эмбарго на продажу Беларуси вооружения, визовый запрет и заморозку активов для вовлеченных в эту историю лиц и компаний. Этого совершенно недостаточно.
Следующим шагом можно расширить этот список лиц и включить в него важные государственные компании: например, «Беларуськалий», один из крупнейших мировых производителей калийных удобрений, который приносит значительную часть национального дохода", — пишет Bloomberg.
Вполне возможно, что санкционную политику возьмут на вооружение отдельные компании.
К примеру, отказаться от сотрудничества с «Беларуськалием» уже давно угрожает один из его важнейших торговых партнеров — норвежская Yara. Если это произойдет, то наверняка последует цепная реакция. Рынок сбыта белорусских удобрений на Западе значительно сузится, если вообще не исчезнет.
Ситуация вокруг Беларуси внезапно накалилась настолько, что в ход могут пойти жесткие (и даже радикальные) меры экономического воздействия. Беларусь их почувствует. Впрочем, она может рассчитывать по поддержку своего большого восточного союзника. А кто будет помогать Клайпеде, если она разом потеряет треть своего грузооборота? Литовским политикам не мешало бы задуматься над этим, прежде чем лезть на рожон.