В Кремле уже начали подготовку к выборам президента в 2024 году. Как пишет РБК со ссылкой на нескольких инсайдеров, первые дискуссии начались еще летом этого года. Речь шла о том, что готовиться к выборам нужно не за год до них, а раньше. При этом осуждения велись исходя из того, что это будет избирательная кампания действующего президента Владимира Путина.
«Обсуждается кампания с определенным кандидатом. Иных вариантов [на данный момент] нет», — заявил один источник.
В то же время, участие Владимира Путина в выборах президента четко не проговаривалось, поэтому непонятно, «готовится ли кампания по умолчанию, то есть в отсутствие иных указаний, или же у руководства администрации президента есть понимание на этот счет».
Еще один источник РБК рассказал, что выдвижение Владимира Путина на очередной срок действительно рассматривается сейчас в качестве базового сценария. После выборов в Госдуму в Кремле якобы поставили задачу проанализировать ход парламентской кампании, чтобы использовать лучшие практики в ходе президентских выборов и избежать повторения ошибочных шагов.
Возможная стратегия президентской кампании обсуждалась в Мастерской управления «Сенеж» в Подмосковье с 16 по 18 декабря, где прошел семинар с участием руководства внутриполитического блока Кремля, сотрудников кремлевских управлений по внутренней политике, по общественным проектам и по обеспечению деятельности Госсовета, а также представителей «Единой России». Фамилия потенциального кандидата на мероприятии не звучала, утверждают инсайдеры. В контексте обсуждения возможной стратегии речь шла о преемственности курса.
Напомним, что ранее Владимир Путин говорил, что еще не принял решение, будет ли он баллотироваться в 2024 году. Но такое право после внесения поправок в Конституцию РФ у него есть. По мнению главы государства, «само наличие этого права уже стабилизирует внутриполитическую ситуацию».
Как считает политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев, такая «инсайдерская информация» должна стать сигналом как для внутренних сил, так и для Запада, которому дают понять, что договариваться придется с Владимиром Путиным, а не с его потенциальным преемником.
— Владимир Владимирович Путин уйдет, когда решит, что выполнил свою историческую миссию и теперь его долг — передать Россию представителям нового поколения. Но это ощущение исполненной миссии будет только тогда, когда он сможет встать из-за геополитической доски с уверенностью, что не проиграл, а еще лучше — выиграл. Матч должен закончиться либо вничью, либо победой Владимира Путина.
Мы прекрасно понимаем, что это не просто статья, а сигнал. Во-первых, сигнал внутри страны, чтобы никто не дергался и все понимали, что у нас стабильность и Путин навсегда. Но это и сигнал вовне. Наверняка эту публикацию процитируют иностранные агентства, информацию сообщат зарубежные СМИ. Посыл таков — хотите-не хотите, вам придется иметь дело с Владимиром Путиным. И о надеждах на то, что придет более сговорчивый партнер для переговоров, нужно забыть. Придется договариваться с Путиным — либо сейчас, либо через два года, либо через пять лет.
Владимир Владимирович считает своим конкурентным преимуществом то, что на Западе политики меняются, а он — нет. Сколько уже сменилось президентов США, которых он «пережил». Только в Германии Ангела Меркель держалась долго, но и ее сменил другой канцлер. Послание этой статьи весьма недвусмысленное: «Я вас всех пересижу».
Это вполне сознательная утечка, рассчитанная на консервацию и стабилизацию всего и вся как внутри страны, которую подморозили, и в этом виде она будет существовать еще энное количество лет, так и на внешнем контуре. Пусть партнеры не думают набраться терпения и дождаться, когда Владимир Путин уйдет в надежде на то, что с преемником будет проще договариваться. Им недвусмысленно дали понять — вести диалог придется с нынешним президентом.
Для кого-то в России это хорошая новость, те, кто надеялся пожить при другом президенте, могут расстроиться. Хотя, несмотря на наличие базового сценария, все еще может измениться.
«СП»: — В каком случае?
— Представим себе гипотетическую ситуацию, в которой президент Украины Владимир Зеленский вдруг поменяет свою точку зрения на вступление в НАТО, заявит, что нужно учиться на примере Финляндии и быть нейтральной страной. Финляндия воевала с СССР, потеряла значительную часть территории, но потом оставалась с Союзом в нормальных рабочих отношениях и имела от этого экономические и политические преимущества. После чего Зеленский проводит референдум, большая часть населения поддерживает нейтралитет, выступает против вступления в НАТО, Украина меняет курс и так далее.
В таком случае Владимир Путин сможет сказать, что он остановил продвижение альянса на Восток, заложил основы развития страны, запустил инфраструктурные нацпроекты, которые работают, воспитал новое поколение управленцев через конкурс «Лидеры России», решил проблемы на внешнем контуре и внутри страны, и теперь может передать бразды правления. Хотя, конечно, я утрирую, и все это, скорее, фантастика.
«СП»: — Если ситуация будет не столь фантастичной, но президент все же решит, что может передать кому-то бразды правления, сколько времени понадобится для того, чтобы подготовить общество к кандидатуре преемника?
— Хватит и полгода, максимум — год. Вспомните историю с самим Владимиром Путиным, когда он стал премьером, а потом президентом. Вспомните президентство Дмитрия Медведева. Другое дело, что кандидат должен соответствовать общественным запросам, быть своим и для консерваторов, и для системных либералов, быть достаточно молодым, но при этом иметь достижения, доказывающие, что он может руководить страной.
Даже неважно, был бы Иванов, Петров или Сидоров, но запрос на перемены никто не отменял. Он тоже есть, как и запрос на стабильность, и с каждым годом растет.
Сейчас все должны быть уверены, что и дальше страной будет руководить Владимир Путин. Но он любит удивлять. И когда все будут уверены, что будет Путин, а он сам сочтет, что добился всех постеленных задач, сделал все, что хотел, и при этом находится на пике формы, вот тогда он и уйдет.
Политолог, эксперт АНО «Центр прикладных исследований и программ» Николай Пономарев считает, что такие сигналы направлены и на российские элиты, которых могут быть спокойны за свои интересы.
— Если вопрос преемника и будет рассматриваться, то только в непосредственной близости от выборов. Появление явного преемника уже сейчас может дестабилизировать политическую систему, так как он, так или иначе, будет представлять определенные группы интересов. Значит, его появление будет значить скорый передел сфер влияния внутри элиты. А это фактор нестабильности.
Чтобы не допустить разброда и шатания в элитах, Кремль заинтересован в том, чтобы подобных опасений не было вплоть до самого момента передачи власти. Поэтому я считаю, что эти «вбросы» адресованы не столько Западу, сколько российским элитам. Это сигнал, что можно успокоиться, никакого предела ресурсов и сфер влияния не будет, а все кланы сохранят свои интересы.
«СП»: — То есть преемник, если и появится, то не раньше, чем за полгода-год до выборов?
— Именно так. Этого времени хватит для того, чтобы сформировать вокруг него необходимый имидж и сдержать волнения в элитах. В последние годы их ресурсная база заметно сократилось, что привело к ожесточению конкуренции. Это фактор нестабильности. Если раскол в элитах совпадет с волнениями в обществе, это может привести к самым неприятным последствиям для власти. Кремлю крайне важно не допустить этого накануне выборов.