Президент Владимир Зеленский попросил главнокомандующего Вооруженными силами Украины Валерия Залужного снизить уровень публичности, утверждает британская газета Financial Times со ссылкой на источники.
«Люди, знакомые с ситуацией, рассказали, что Залужного попросили перестать продвигать свой публичный образ», — утверждает издание.
В публикации также указывается на результаты социологических опросов, согласно которым на Украине растет популярность военного.
У Зеленского есть основания опасаться, что Залужный может его свергнуть? Иначе зачем такие просьбы?
— Да, такие основания есть, — считает кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории НИУ БелГУ Сергей Прокопенко.
— Только я бы не говорил о «свержении» Зеленского. Любые «свержения» могут привести к нестабильности политической системы как кратковременного, так и длительного характера. Этого меньше всего желают покровители Украины.
Все факты свидетельствуют о том, что ключевые политические решения и без этого принимаются не на Украине. Поэтому роль и значение политического лидера Украины переоценивать не нужно.
Смена президента Украины произойдет тогда, когда будет санкционирован пересмотр системы управления страной, вызванный серьезными факторами, например, прорывными договоренностями России с США, серьезным военным поражением Украины и другими. При этом, скорее всего, участь Зеленского будет печальной, полагаю, что в живых его никто не оставит. Новый лидер придет на свободное место. Зеленский это прекрасно понимает, поэтому в силу своих полномочий и зоны свободных действий пытается влиять на положение своих конкурентов.
«СП»: — Этим лидером может быть Залужный?
— Залужный действительно стал значительной фигурой в политикуме Украины. Это стало следствием усилий западных кураторов Украины. Несомненно, вся политическая власть Украины контролируется из-за рубежа. Для этого используется разнообразный набор инструментов прямого и косвенного воздействия. В рамках осуществления косвенного влияния на президента Украины было осуществлена подготовка альтернативных политических лидеров.
С ними была установлена прямая связь, созданы условия их продвижения и пиар в медиапространстве. Основная задача данных персон держать в напряжении Зеленского, дать понять, что в любой момент его могут убрать и поставить другого. Именно одной из таких персон и выступает Залужный. Просто в данный момент и в данных обстоятельствах эта фигура стала слишком заметной в политическом пространстве Украины.
«СП»: — Население Украины поддержит Залужного, если что?
— Дело в том, что Украина в противостоянии с Россией за последние 2−3 месяца добилась некоторых результатов. ВСУ смогли провести серию успешных операций, вытеснив российскую армию из Харьковской и части Херсонской областей, это произошло аккурат перед наступлением морозов и выпадения снега. Что не позволит, по мнению аналитиков, российской армии провести в ближайшее время крупное контрнаступление, даже при условии подтягивания значительных резервов.
Украинским обществом не берется в расчет цена всех этих побед и их отложенные негативные последствия. Все эти успехи украинское общество связывает с деятельностью военных руководителей, в том числе с Залужным. Трудно сказать какой уровень поддержки Залужного в армии и обществе, но очевидно, что этот показатель постепенно приближается к уровню поддержки Зеленского.
На наш взгляд, этот фактор не будет иметь решающего значения в борьбе за власть. Если кураторами Украины будет поставлена задача привести к власти Залужного, они задействуют необходимые рычаги влияния на общественное мнение и его поддержка населением резко вырастит. В настоящее время, работа с рейтингами Залужного находится в слегка подогретом состоянии и при определенных условиях, может быть запущена на все 100%.
«СП»: — А Запад это одобрит?
— Запад, т.е. США эту смену может инициировать. Несанкционированный с Западом приход к власти Залужного невозможен.
«СП»: — Сможет ли Залужный стать новым Пиночетом, и что с Зеленским, всей его командой в этом случае будет?
— Залужного готовят именно к такой роли. Он действительно может стать новым Пиночетом. Дело в том, что в настоящее время, Украина представляет собой государство с максимально отмобилизованным обществом, для которого ограничение свободы слова, репрессии, досудебные расправы стали обыденностью и направлены на достижение успеха в противоборстве с Россией. На Украине фактически уже установлена диктатура.
Гипотетически, после прихода к власти Залужного, ему нужно будет провести ряд жестких мер репрессивного характера в отношении бывших членов команды Зеленского и обеспечить переход к жесткой военной диктатуре. Что станет с Зеленским? Несчастный случай, смерть в результате ракетной атаки и прочие варианты, могут быть реализованы.
— С одной стороны, здесь действует обычный механизм формирования слухов — если есть две влиятельные фигуры с сопоставимым уровнем публичности, их почти наверняка начнут противопоставлять друг другу, — полагает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Опять же, на фоне внимания к кризису вокруг Украины интерес прессы к главкому ВСУ вполне понятен. С другой стороны, так может проявляться и конкретный расчет западных игроков — если львиную долю внимания в СМИ уделять только одной публичной фигуре Украины (например, Владимиру Зеленскому), это может создать дополнительные риски, значение его заявлений в таком случае будет избыточно высоким. Нельзя складывать все яйца в одну корзину. Логично продвигать в международном медиа-пространстве несколько публичных фигур из числа украинских официальных лиц, которые, при необходимости, могли бы скорректировать высказывания друг друга.
«СП»: — А что, Залужный действительно стал слишком публичным человеком?
— Да, и украинские СМИ часто акцентируют внимание на образе Валерия Залужного именно в качестве не просто военного специалиста, но «народного героя». Например, после занятия Херсона силами ВСУ ряд изданий опубликовали фото граффити из этого города — «с нами Бог и атаман Залужный».
«СП»: — Залужного уважают в армии? Понятно, что больше, чем Зеленского, но все же, можно говорить о серьезном авторитете? А в гражданском обществе? Издание ссылается на данные опросов. Насколько они объективны?
— О настроениях в армии всегда судить сложно — слишком это закрытая структура. Что касается опросов — например, по данным исследования NDI и КМИС, опубликованного в сентябре 2022 года, Залужный занял только 4 место по уровню симпатий опрошенных (62%), пропустив вперед не только Зеленского (87%), но также общественного деятеля и телеведущего Сергея Притулу (77%) и находясь примерно на одном уровне с Виталием Кличко (63%). Можно предположить, что в ноябре 2022 года симпатии заметной части украинцев к Валерию Залужному могли возрасти.
«СП»: — У Зеленского есть основания опасаться, что Залужный может его свергнуть? А Запад поддержит военный переворот на Украине? Или есть такой вариант, что он сам захочет сменить Зеленского на Залужного?
— Западным игрокам сейчас невыгодно свержение Владимира Зеленского в результате военного переворота. Ко всему прочему, с точки зрения общественности в США и европейских странах менее выигрышно будет смотреться, если сопротивление России будет олицетворять не избранный на всеобщих выборах президент Украины, а военная хунта.
В принципе, для успешного военного переворота как раз и нужна ситуация, когда армия получает дополнительное финансирование и пользуется авторитетом. В истории есть примеры, когда военное положение, введенное гражданскими властями, в итоге становилось шагом к захвату власти представителями армии.
Тем не менее, вряд ли командование ВСУ пошло бы на такой переворот без поддержки западных держав, а они, по названным выше причинам, вряд ли в ближайшем будущем одобрят подобное.