Румыния видит все больше попыток дестабилизировать Молдавию, заявил румынский премьер Николаэ Чукэ.
«Мы наблюдаем все больше попыток дестабилизировать Молдавию, искусственно создать напряженность и враждебные нарративы, построенные на преднамеренном распространении ложной информации», — сказал он.
Чукэ подчеркнул, что Румыния постоянно продвигает, в том числе в Брюсселе, необходимость поддержки Молдавии на нескольких уровнях. По его словам, Бухарест также поддерживает идею создания гражданской миссии ЕС для Молдавии — консультативной группы экспертов ЕС, которые помогут Молдавии эффективно реагировать на вызовы в областях безопасности и обороны.
Ранее президент Молдавии Майя Санду заявила, что в республике готовились попытки изменения конституционного строя, она призвала парламент ужесточить законодательство в сфере безопасности.
Масла в огонь подлил президент Украины Владимир Зеленский, заявив, что украинская разведка ранее перехватила якобы «план РФ» по «разрушению демократического порядка» в Молдавии, украинская сторона предупредила молдавское руководство. По словам Санду, полученные от украинских партнеров материалы содержат инструкции о правилах въезда в Молдавию для граждан России, Белоруссии, Сербии и Черногории. Все государственные органы работают над предотвращением этих угроз и держат ситуацию под контролем.
Кто на самом деле дестабилизирует Молдавию? Уж не сама ли Румыния, мечтающая о «возвращении Бессарабии? Заодно и украинской части Бессарабии и Северной Буковины? Тут вот тгк «Молдавская политика» публикует карту вероятного вторжения ВС Румынии в Черновицкую область Украины с целью аннексии «румынской исторической области». Насколько это возможно в случае полной дестабилизации региона?
— Да, дестабилизация имеет место, она крайне серьёзна, и исходит она, в первую очередь, от Украины и от коллективного Запада, чьей ставленницей является Майя Санду, — уверен исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог Владимир Букарский.
— Киеву и всему Западу как воздух нужно открытие второго фронта против России, и субподрядчиком, по их планам, должен выступить Кишинев.
«СП»: — Румынии вообще какое дело? И да, не она ли помогает дестабилизировать ситуацию?
— Румыния не может игнорировать Молдавию, поскольку историческая Молдова являлась одним из основателей этого государства. Запрутская Молдова — один из румынских регионов. Сама идея «Великого Объединения», 100-летие которой в Румынии отпраздновали в 2018 году, непосредственно связана с присоединением к Румынии Бессарабии и Трансильвании. Сегодня идея унионизма достаточно распространена как в Румынии, так и в Молдавии, особенно среди правящей элиты.
«СП»: — Как понимать заявление Чукэ? Нет ли тут намека, что Бухарест может вмешаться?
— На данный момент Румыния «сидит на заборе» и выжидает. Румыния ждёт, что Молдавия в ходе нынешнего конфликта упадёт к ней в руки, как спелое яблоко. Вместе с Северной Буковиной и Южной Бессарабией — территориями бывшей Украинской ССР. Единственное, что можно сказать определённо — Румыния не будет воевать за Украину и тем более за её территориальную целостность.
«СП»: — А что молдавские элиты? Готовы ли они к этому? Население. Судя по всему, не очень…
— Согласно последнему опросу общественного мнения, проведённому компанией IMAS (возглавляемой, кстати, румынским социологом Дору Петруцци), 32% жителей Молдавии — за присоединение к Румынии, 57% — против. При этом среди этнических молдаван доля тех, кто выступает за объединение, немного выше доли тех, кто против.
Среди национальных меньшинств абсолютное большинство — против присоединения к Румынии. Поддерживают эту идею молдавская творческая и университетская элита, а также молдавская диаспора в странах Европы, составляющая порядка 15% из числа граждан Молдовы, которая, кстати, не учитывается в опросах общественного мнения.
«СП»: — А Приднестровье? Может ли Румыния попытаться забрать его? А части Украины (Буковина и Бессарабия)? Много говорилось о возможности вторжения на Украину Польши, а о Румынии забыли, может, зря?
— Приднестровье категорически против присоединения к Румынии в любом виде. Там гораздо больше сторонников присоединения к Украине (эта идея была популярной в Приднестровье в начале «нулевых», в последние годы президентства Кучмы). Гораздо больше сторонников объединения с Румынией в Черновицкой области Украины (Северная Буковина), особенно в бывшем Герцаевском районе, где румыны составляли 93% населения.
В ходе административной реформы территория этого района вместе с городом Герца была присоединена к Черновицкому району, но настроения населения никуда не делись. Румыны составляли больше половины населения и в бывших Новоселицком и Глыбокском районах. Именно там, в Черновицкой области, румыно-унионистские настроения особо сильны.
В Южной Бессарабии, в силу полиэтнического характера населения, сторонников объединения с Румынией гораздо меньше, но и они есть, особенно в Измаильском районе, где молдаване составляют значительную часть населения.
— Попытки раскачать ситуацию в Молдавии достаточно очевидны, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Но если с нашей точки зрения речь о возможной угрозе Приднестровью, то с точки зрения Румынии и Запада это угроза связана с возможным свержением «демократического правительства» Санду.
Румыния очень активно вовлечена в дела Молдавии, достаточно вспомнить что нынешний президент Санду имеет румынский паспорт. Практика раздачи своих паспортов молдаванам Бухарест применял очень активно, поэтому в случае чего повод для активного вмешательства в дела Кишинева более чем благовидный — защита интересов румынских граждан.
«СП»: — Сейчас много напряженности вокруг Молдовы и Приднестровья. Какова тут роль Румынии, по-вашему? Не является ли румынский фактор одним из дестабилизирующих?
— Румынский фактор в Молдавии всегда был силён. Собственно, сам конфликт в Приднестровье произошел из-за роста прорумынского национализма и нежелания русских жителей региона оказаться в составе «великой Румынии».
«СП»: — В случае войны в регионе (неважно, нападет ли Киев на Тирасполь, или Кишинев), будет ли Бухарест вмешиваться?
— Безусловно. Вопрос, в какой форме. Вероятнее всего, это всё-таки будет непрямое участие, как это делает Польша в случае с Украиной. Всё-таки Румыния — член НАТО, и ее прямое вмешательство чревато столкновением с Россией. Думаю, к этому в Бухаресте все же не готовы.
«СП»: — Сегодня в Румынии все еще грезят «возвратом Бессарабии»? Или это в прошлом? Насколько подходящий момент для этого может появиться сегодня?
— Возвращение Бессарабии для Румынии такая же мечта, как и для Польши возвращение «Кресов всходних». Другое дело, что сегодня Бухарест не может пойти на прямую аннексию, будучи связанным обязательствами в рамках ЕС и НАТО. Но максимально привязать Молдавию к себе, сделать её своим сателлитом Румыния, безусловно, хочет. И уже многое сделала для этого.
«СП»: — А стоит ли ждать участия Бухареста в разделе Украины? Они ведь все еще хотят вернуть северную Буковину и Южную Бессарабию…
— Если дело дойдет до реального раздела Украины и будет негласное одобрение со стороны коллективного Запада, Румыния, конечно, своего не упустит и возьмёт все, что можно. Но пока это выглядит как фантастика.