Украина не cможет присоединиться к НАТО прежде, чем завершится вооруженный конфликт на ее территории, заявил президент Литвы Гитанас Науседа в интервью итальянской газете la Repubblica.
«Это было бы слишком сложно. Мы это осознаем, и сами украинцы знают об этом. Мы должны перейти к практической фазе, определить этапы и формулы, как действовать, когда конфликт завершится», — отметил он.
При этом Науседа выразил надежду, что предстоящий саммит альянса позволит выработать дорожную карту по вступлению Украины.
«Скажу откровенно, в Вильнюсе это будет самый сложный пункт. Литва настаивает на амбициозной повестке дня, но некоторые страны все еще не решаются подавать Зеленскому громкие сигналы на этот счет», — сказал он.
Науседа также добавил, что НАТО должна преодолеть старую формулу «открытых дверей».
«Мы знаем, что двери НАТО открыты для всех, но у нас нет практических алгоритмов их использования, поэтому мы должны посылать сигналы о том, что Украину ждут в альянсе и она может быть частью системы безопасности», — подчеркнул Науседа.
Вообще-то Украину отказались брать в НАТО еще в 2008-м году, задолго до нынешних событий. Если ее и тогда не хотели брать, то сейчас точно не время. К чему тогда постоянно говорить об этом?
—Литва должна напоминать о себе как о самой русофобской и «атлантической» стране мира, — считает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Но расклад пока не такой, как им хочется.
«СП»: Почему? В НАТО нет единства по поводу Украины? Венгрия, понятно, против, а остальные ведь — все за? Кто больше всех хочет приема Украины?
— Хотят англосаксы, прибалты, поляки, хорваты, албанцы, чехи, словаки. Две последние страны — при нынешних властях. Категорически против — венгры. Раньше были греки. Не столь жёстко против — немцы, французы, итальянцы, испанцы. Остальные колеблются. Могут одобрить, но по окончании боевых действий.
«СП»: Дело только в конфликте? Украину еще в 2008-м прокатили, хотя это было за 14 лет до СВО и за 6 лет до потери Крыма… Что изменилось за последние годы?
— Изменилось то, что на России как на партнёре поставили крест на долгие годы вперёд. Изменилось то, что продвижение неких «ценностей» стало для Запада важнее, чем 15 лет назад. И ради того, чтобы нам нагадить, Запад готов почти на всё. Но пока не на прямую войну с Россией, к чему бы приём Украины в НАТО привёл.
«СП»: Если представить себе, что конфликт закончился, и Украина в каких-то границах осталась — могут ли ее принять в НАТО? Или тогда ей придется признать потерю территорий, а на это они не пойдут?
— Да, могут. Назло России — могут. Даже с потерянными территориями. В НАТО уже четырежды принимали страны с неурегулированными границами — Эстонию, Латвию, Словению и Хорватию. Так что «если надо» — о принципе признанных границ забывали.
«СП»: А устав НАТО изменить не могут ради Украины? Ну, чтобы можно было брать страны с нерешенными территориальными вопросами? Или ввести особый статус члена НАТО, на которого не распространяется пятая статья? Или устав вещь незыблемая?
— На устав закроют глаза. Не будут формально его менять.
«СП»: Чем мы можем пригрозить им, чтобы они не делали этого? К примеру, снятием эмбарго на поставку вооружений Северной Корее или еще каким способом?
— Тут надо не грозить, а действовать. Поставить ракеты и на Кубе, и в КНДР. Само собой — в Калининграде. И немедленно усилить боевые действия в рамках СВО. Время угроз прошло — они не действуют.
— Украина, конечно, обуза для Европы, но ситуация за последние годы, действительно, изменилась, — уверен руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Спровоцировав конфликт на Украине (и обещания приема Украины в НАТО были элементом этой самой провокации), Североатлантический блок нашел обоснование для своего существования в современных геополитических реалиях и спешно готов лепить из Украины полноценный антироссийский военный плацдарм.
Вопрос приема Украины в НАТО сейчас действительно стоит на повестке, рассматривается всерьез. Это позволит НАТО оперативно разместить войска альянса у российских границ, к чему давно стремятся в альянсе. Ради скорейшего достижения этой цели Брюссель с подачи Вашингтона будет готов пойти на отказ от многих условий и условностей, приняв в блок страну, имеющую территориальный спор с другим государством и даже ведущую с ним боевые действия. При этом ничего не мешает натовцам назвать оккупированными территории, вошедшие в состав России, а действие пресловутой 5-й статьи о коллективной обороне ограничить долгосрочной военно-технической помощью Украине.
Следующей по такому же сценарию или через объединение с Румынией втянут в НАТО и Молдавию, которая пока еще по Конституции является нейтральным государством. Приднестровский конфликт не станет этому помехой. Ранее действующие международные нормы и собственные правила Западом давно отменены или попраны. Устав НАТО тоже не догма, его можно изменить.
«СП»: Для России так ли критично членство Украины де-юре? Де-факто Украина уже член НАТО — она вооружена западным оружием. На ее территории западные базы.
— Полноценных натовских баз на территории Украины все же нет. Западные учебные центры и инструкторы — это не то. А вот с реальным вступлением Украины в НАТО сначала базы появятся, а затем — натовское ядерное оружие у российских границ, в нескольких сотнях километров от Москвы.
«СП»: Можем ли мы как-то воспрепятствовать, если они реально захотят ее принять? Ну, вот на наши инициативы в прошлом году они заявили, что каждая страна сама решает. Есть ли у нас способы заставить их отступить?
— Единственной возможностью предотвратить подобный, на самом деле апокалиптический для России, сценарий является завершение СВО с результатами, которые были поставлены Верховным Главнокомандующим перед ее началом: денацификация и демилитаризация Украины. Как это может выглядеть на практике? Либо Украина должна прекратить существование как субъект международного права, либо к власти на оставшейся территории Украины должно прийти правительство, которое выстроит с Россией добрососедские отношения и внесет в Конституцию положение о статусе Украины как нейтрального государства. До тех пор, пока этого не случится, специальная военная операция в том или ином виде должна продолжаться.