Раздражение и депрессия одолели украинское общество на фоне неудач ВСУ и коррупции среди представителей власти. Соответствующее признание в интервью местным СМИ сделал советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк.
У людей накопилось «очень много тяжелых вопросов — как, куда, зачем, какой ценой». В том числе к государственной вертикали. «Я и о коррупции говорю, и о модели поведения, и о странных заявлениях периодических. Вот это всё таким тяжёлым грузом ложится, потому что по линии фронта прорыва не случилось», — пояснил советник главы ОП.
С чего бы вдруг Подоляк заговорил о сложной ситуации в украинском обществе? Тем более что для него — признанного мастера манипуляций и фейков — подобные заявления абсолютно нетипичны. Власти незалежной он обычно в своих спичах не критикует, а тут — хоть и нижний уровень вертикали, но задел. Опять же, смену настроений у населения не он первый заметил. Нарастание пессимизма и разочарования на Украине ранее констатировала британская Guardian.
Как отмечает киевский корреспондент издания Шон Уокер, оптимизм и надежды на то, что победа над Россией не за горами, начинают угасать. На фронте продолжают гибнуть люди. Разочарование достигло такого размаха, что впервые с начала конфликта стали раздаваться заявления о необходимости переговоров для прекращения огня.
Но не только в украинском обществе растет тревога. Телеканал TV5Monde, к примеру, обратил внимание, что и настрой Зеленского с оптимистического сменился на пессимистичный. СМИ напомнило, что в конце прошлого года украинский президент обещал соотечественникам, что следующий станет «годом победы». Однако не случилось.
А ведь еще совсем недавно западные медиа «пели дифирамбы» киевскому гетману и Украине, прекрасно понимая, что таймер на самоуничтожение в Киеве уже запущен. Удастся ли его выключить до «Часа Х», это сейчас главный вопрос. Вопрос жизни и смерти. И это в украинском обществе, видимо, начинают понимать.
Так, почти половина опрошенных (44%) заявили о готовности к компромиссам на мирных переговорах с Россией. Об этом сообщает издание «Страна.ua», ссылаясь на итоги исследования группы «Рейтинг».
Сторонников компромисса больше среди младшей возрастной группы — 18−35 лет (45%) и на востоке Украины (51%). Сторонников продолжения боевых действий — в более старшей группе 36−50 лет и на западе страны (по 50%). За переговоры чаще выступают женщины — 48%, против — 44%. Среди мужчин за диалог — 40%, против — 51%.
По сравнению с февральским опросом количество украинцев, готовых к компромиссам с Россией, выросло на 9% (было 35%). Вместе с этим доля тех, кто выступает против переговоров, упала на 12% (было 60%). Правда, о каких именно компромиссах может идти речь, неясно.
Между тем, как пишет украинский ТГ-канал «Легитимный», в экспертной среде 2024 год уже получил весьма говорящее название — «зелетрясение».
«Суть в том, что рейтинг Зеленского будет трясти, окружение президента будет трясти, самого президента в этом году будет трясти, как и всю Украину из-за политического/военного/социального/финансового кризиса, который как не странно начал сам Зе», — резюмирует автор канала.
Оценить, о каких компромиссах может идти речь, если в Киеве на переговоры с Россией запрет введен законодательно, «СП» попросила крымского политолога Владимира Джараллу:
— Ситуация, которую мы видим в данном случае имеет несколько возможных трактовок. Одна из них очевидная, лежит на поверхности. Это то, что началась «прокачка» плана покойного Киссинджера о заморозке конфликта. Как известно, он еще летом предложил свое видение развития ситуации и того, каким образом она должна завершиться в настоящий момент.
Сразу же следует заметить, что перед нами, конечно же, пример стратегического мышления в интересах своей страны. Но при этом такой вариант совершенно невыгоден для России. Более того, это фактическое поражение, если концепция будет реализована.
Поэтому когда мы слышим о диалоге, о необходимости прийти к переговорному процессу, то должны держать в уме, что подразумевается именно этот вариант. Причем, при полном игнорировании собственной позиции России и ее взглядов на ситуацию. Скорее, с украинской стороны здесь можно заметить определенное самонадеянное настроение, что Москва в любом случае на переговоры пойдет.
Второй момент, который с этим связан: уже никто не скрывает, что Украина проиграла. Фактически страна потерпела крах во всех сферах — военной, политической и экономической. Более того, почти никто не скрывает, что у украинского государства, как такового, вообще мало шансов на существование. И поэтому, опять-таки, здесь они исходят из того, что переговоры — какой-то шанс, чтобы спасти саму ситуацию.
И, наконец, третий уровень — исключительно, внутриукраинский. Он связан с тем, что президент Зеленский находится в тупике — политическом, экономическом, социальном, и не находит ничего лучше, чем еще больше усиливать ситуацию кризиса, закручивая гайки. Он заставляет в буквальном смысле выстраивать вокруг себя все, при этом не имея для этого уже никаких оснований. Более того, уже многие говорят о том, что фактически на наших глазах идет скрытая подготовка к военному перевороту на Украине.
И данный социологический опрос (результат его достаточно честный, нужно заметить, и даже несколько оптимистичный), это как раз попытка объяснения того, почему следующее руководство должно к этим переговорам перейти.
«СП»: Каким образом, если она запрещены указом Зеленского?
— Дело в том, что закон на Украине может быть при необходимости очень гибким. Поэтому как нужно, так и будут решать.
Тем более что сейчас, насколько я понимаю, сложилась конфигурация, при которой Зеленский поставлен перед выбором: либо он принимает ситуацию как она есть, и выполняет условия Запада начинать переговоры с Россией. Либо это сделает кто-то другой.
Имя и фамилию этого «другого» уже называют в открытую — Валерий Залужный, главнокомандующий ВС Украины.
Откровения Подоляка о том, что в украинском обществе царят депрессия и раздражение, имеют к этому самое прямое отношение. Крысы бегут с корабля.
В ситуации, когда все понимают, что прежний хозяин уже не имеет силы, каждый начинает заботиться о себе. В том числе, высказываясь о том, о чем можно будет потом сказать: «Я же предупреждал».
Потом, это очень похоже на попытку найти виновного или крайнего. Ведь, в армии коррупция, действительно, имеет место быть, и она не менее масштабна, чем на гражданке. Но в целом сама ситуация свидетельствует о том, что и в центре власти начинается традиционная украинская забава под названием «раздрай».
«СП»: И какой стоит ждать финал у этой «забавы»? Будет ли это «зелетрясение», как уже окрестили будущий 2024 год некоторые эксперты?
— Не исключаю, что это название окажется весьма точным. И нас, действительно, в следующем году ждут интересные события. В том смысле, что произойдет коренная смена всей власти на Украине.
«СП»: Хотелось бы понять, в чем здесь наш интерес? Раньше речь шла о нейтральном статусе Украины. Но ведь он у нее был, согласно Декларации о государственном суверенитете страны от 1990 года…
— К сожалению, это и есть главная проблема, на которую в России нет ни у кого ответа.
Никаких гарантий, что установленный статус продлится длительное время, нет. Более того, в настоящее время переход к переговорам на условиях Запада означает не что иное, как просто передышку перед возобновлением боевых действий.
Поэтому, на самом деле, это ключевой вопрос, какие гарантии, что соглашения, которые будут заключены с Украиной, станут выполняться.
Похоже, есть только одна. Это сила русского оружия и его победа.