Турецкий парламент одобрил законопроект о ратификации протокола вступления Швеции в НАТО. Теперь документ предстоит подписать президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, и после публикации в правительственном вестнике он вступит в силу.
Правда, для окончательного вступления в НАТО Швеции предстоит еще получить согласие Венгрии. Впрочем, надо понимать, что с этим проблем не будет.
«Только что закончил телефонный разговор с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Я подтвердил, что правительство Венгрии поддерживает членство Швеции в НАТО. Я также подчеркнул, что мы продолжим призывать парламент проголосовать за присоединение Швеции и завершить ратификацию при первой возможности», — сообщил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Очевидно, в Будапеште ждали решения Анкары, которое запоздало на 20 месяцев, ведь Стокгольм подал заявку еще в мае-2022, вместе с Хельсинки. Однако Турция не хотела пускать обе страны в НАТО под предлогом того, что те поддерживают курдских «террористов» и потворствуют исламофобии. Точнее, Турция не хотела пускать их просто так, не получив чего-либо взамен.
Анкара требовала от Стокгольма выполнения договоренностей по борьбе с терроризмом и снятия эмбарго на поставки оборонной продукции. После того, как в конце декабря 2023 года Швеция начала выдавать разрешения на такой экспорт турецким компаниям, в Турции заявили, что рассчитывают на прогресс в вопросе членства Стокгольма в НАТО.
Стоит напомнить, что Анкара также увязывала вопрос со вступлением Швеции и Турции с решением о поставках американских истребителей, по мнению многих экспертов, за пропуск Финляндии США поставили Анкаре программное обеспечение для уже имеющихся самолетов. А как насчет новых? Что если американцы предложат их, к примеру, в обмен на санкции против России?
В конце прошлого года председатель турецкой партии Vatan («Родина») Догу Перинчек заявил, что Анкара, исходя из собственных интересов, должна выстоять перед давлением Запада по применению антироссийских санкций. Ранее представители турецких властей неоднократно уверяли, что санкции губительны для самой Турции, потому они не будут введены.
А что если американцы предложат самолеты? Или денег? Много денег? В Турции сейчас тяжелая экономическая ситуация. Выборы в прошлом мае Эрдоган выиграл не без труда, и деньги ему очень нужны. Торговаться он любит и умеет, но любой торг рано или поздно заканчивается сделкой. Тем более, если на продавца оказывается давление…
— Согласно статьи 89 Конституции Турции президент действительно может вернуть документ в Великое Национальное Собрание (парламент) на повторное рассмотрение, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Но пока наиболее вероятным представляется, что Реджеп Эрдоган вряд ли воспользуется таким правом. Чтобы подобное случилось, должны произойти какие-то шаги со стороны США или Швеции, серьезно задевающие Анкару. Но и Вашингтон, и Стокгольм наверняка попытаются сейчас избежать таких эксцессов.
«СП»: Почему сейчас? Что-то новое выторговали? За что вообще продали членство
Швеции?
— Кроме, например, ужесточения законодательства Швеции, что могло бы итоге осложнить деятельность сторонников «Рабочей партии Курдистана» на ее территории, отметим конечно же, подвижки в рамках переговоров между Анкарой и Вашингтоном по передаче Турции истребителей F-16. Здесь тоже могут быть подводные камни. Например, некоторые сенаторы США не так давно вновь высказывались о препятствиях на пути одобрения Конгрессом таких поставок.
Скажем, сенатор-демократ от Мэриленда Крис Ван Холлен заявлял, что, несмотря на одобрение вступления Швеции в НАТО парламентом Турции, действия Анкары в отношении сирийских курдов, в Восточном Средиземноморье в целом, а также поддержка Турцией действий Азербайджана в Карабахе потребуют «больше ответов и заверений» как от Реджепа Эрдогана, так и от администрации Джозефа Байдена, чтобы Конгресс пошел навстречу по вопросу об F-16.
Впрочем, Реджеп Эрдоган наверняка учитывал подобное сопротивление в Конгрессе и, возможно, получил какие-то гарантии от Белого дома, как именно команда Байдена может эту проблему решить.
«СП»: Могут ли они предложить туркам ввести санкции против России и усилить поддержку Украины?
— Широко известно, что давление на Анкару по санкционному вопросу оказывалось.
Например, состоявшийся в ноябре 2023 года визит замглавы Минфина США Брайана Нельсона в Турцию американские СМИ рассматривали в контексте обеспокоенности Вашингтона по поводу сбора представителями ХАМАС пожертвований на свою деятельность на турецкой территории. Но многие также ожидали, что этот чиновник поднимет в ходе своего визита вопрос и о необходимости более жестких действий Анкары по вопросу санкций, направленных против России.
Что касается поддержки Турцией Украины, скорее всего, здесь и без всякого внешнего давления Эрдоган будет заинтересован в активном взаимодействии с Киевом. Стратегия Анкары — выдерживать баланс, выстраивая отношения и с Россией, и с Украиной. Например, турецкий посол в Киеве Мустафа Левент Бильген отмечал не так давно, что, по предварительным данным, объем взаимной торговли между Турцией и Украиной в 2023 году мог вырасти с 7,6 млрд. до 8,5 млрд. долларов. К тому же существенное ослабление Киева вряд ли отвечало бы интересам Анкары — хотя бы потому, что пока Россия сталкивается с проблемами на украинском направлении, Турция может надеяться укреплять свои переговорные позиции в диалоге с Москвой.
«СП»: В Турции неоднократно заявляли, что Анкара выдержит давление по санкциям против России, поскольку их введение ударит по самой Турции. Выдержат ли?
— Турции, конечно, невыгодно ограничивать возможности своего бизнеса в рамках сотрудничества с Россией. Поэтому Анкара, как минимум, будет, по возможности, сопротивляться давлению, которая подталкивает ее такие ограничения вводить. С другой стороны, при сильном давлении со стороны США отдельные уступки Турции в этом направлении возможны.
«СП»: Насколько вообще Турция остается нашим партнером, которому можно доверять, учитывая ее экономическую ситуацию и обязательства перед Западом?
— В международной политике крайне редко можно говорить об абсолютном доверии. Тем не менее Турции невыгодно существенное ослабление не только Украины, но и России. Да и взаимодействие с Москвой, в том числе, в той же энергетической сфере, для Анкары важно. Поэтому в ближайшее время маловероятно, что Турция пойдет на кардинальный разрыв с Россией. Ну, а поддержка Анкарой вступления Швеции в НАТО в любом случае было лишь вопросом времени, поэтому вряд ли здесь были завышенные ожидания у Кремля.