Генсек НАТО Йенс Столтенберг совершит визит в Азербайджан, Армению и Грузию с 17 по 19 марта.
Как сообщает пресс-служба альянса, в воскресенье, 17 марта, он посетит Баку, где встретится с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. На следующий день отправится в Тбилиси, где проведет встречи с президентом Грузии Саломе Зурабишвили и премьер-министром Ираклием Кобахидзе. Наконец, во вторник, 19 марта, Столтенберг будет в Ереване, где встретится с президентом Армении Ваагном Хачатуряном и премьер-министром Николом Пашиняном.
Вообще-то Армения член ОДКБ (пока еще). Нормально было бы, если бы глава ОДКБ ездил по странам НАТО. Что Столтенберг забыл в Закавказье? Какие там интересы у НАТО, и как нам на это реагировать?
— НАТО обкладывает Россию со всех сторон, завершив недавно присоединение скандинавских стран к союзу, — уверен доцент Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Кавказ — зона извечной нестабильности и, быть может, здесь суждено развернуться новому фронту противостояния с Россией. Но вопрос о вступлении стран региона в альянс на повестке не стоит, и более вероятна другая версия — переговоры о невмешательстве постсоветских республик в противостояние с Ираном.
Благодаря исходу азербайджано-армянской войны Турция получит выход к Каспийскому морю через Зангезурский коридор, а значит, и альянс сможет перебрасывать войска на Каспий. Они могут быть использованы против России и Ирана.
Самым последовательным оппонентом Ирана в регионе является Азербайджан, между ним и Израилем установлены союзнические отношения. Вполне возможно, в будущем Баку окажется местом размещения военно-морских сил под неопределенным флагом, но выражающих интересы НАТО и еврейского государства.
Армения является наиболее последовательным другом Ирана, который не раз угрожал войной Азербайджану за расширение конфликта в Карабахе, но руководство этой страны вполне может выполнить волю западных стран в расправе над союзником. Возможно, есть и третья версия, но однозначно ответить на этот вопрос пока не представляется возможным.
— Понятно, что подготовка такого визита говорит об интересе НАТО к Южному Кавказу, — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— При этом есть примеры, когда генсек НАТО посещал и страны, не входящие в альянс, но представляющие для этой организации интерес. Можно отметить, скажем, посещение Йенсом Столтенбергом Японии и Южной Кореи в январе 2023 года.
Как известно, среди государств Южного Кавказа плотнее всего с НАТО взаимодействует Грузия, ориентированная на вступление в этот военный блок.
В частности, в Конституцию страны в 2018 году была внесена поправка, предписывающая «конституционным органам в пределах своих полномочий принять все меры для обеспечения полной интеграции Грузии в… Организацию Североатлантического договора». Тот же Столтенберг посещал эту страну уже несколько раз.
Что касается Армении, то дополнительным фактором интереса альянса к этому государству становится охлаждение между Ереваном и ОДКБ.
Стоит отметить, что этот интерес в НАТО подчеркивали и до того, как премьер Армении Никол Пашинян заявил о «заморозке» работы своей страны в ОДКБ. Скажем, спецпредставитель генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии Хавьер Коломина дважды посещал Ереван в 2023 года, а также приезжал в эту столицу в январе 2024 года.
«СП»: Есть официальные цели. А какие могут быть неофициальные?
— Пока это, скорее, «демонстрация флага» в регионе, с учетом специфики каждой из посещаемых стран. Например, анонсировано, что в Грузии он затронет вопросы «реформ, которые важны… на пути евроатлантической интеграции». В Баку и Ереване, видимо, будет «прощупывание почвы» и заявления о внимании к переговорному процессу между Азербайджаном и Арменией.
«СП»: Столтенберг сначала едет в Баку, потом в Тбилиси, затем в Ереван. Чем объяснить такую последовательность?
— Возможно, начиная турне по региону с Баку, Столтенберг стремится компенсировать тот факт, что тот же Хавьер Коломина в январе 2024 года Азербайджан не посещал.
Кроме того, такая программа визита может быть сигналом, по крайней мере, о возможности «оттепели» в отношениях США (как ведущего игрока НАТО) и Баку, между которыми в конце 2023-начале 2024 года наблюдалось заметное охлаждение.
«СП»: У НАТО какие интересы в регионе? Отдельные интересы есть у Турции (в Азербайджане) у Франции (в Армении), а остальным что там интересно?
— Визит генсека НАТО на Южный Кавказ, вероятно, должен продемонстрировать, что альянс «держит руку на пульсе», работая с регионом, где присутствуют интересы, в том числе, России и Ирана. Кроме того, через регион, например, проходят транспортные маршруты между Европой и Центральной Азией, а к этой теме альянс и его ключевые игроки также обозначали интерес.
«СП»: Должно ли это нас настораживать? Насколько НАТО влияет на процессы в регионе?
— Это ожидаемое направление активности НАТО. Как уже было сказано, с Грузией альянс наиболее плотно работает давно, а напряженность между Россией и западными игроками так или иначе будет дополнительно усиливать внимание этого военного блока, в том числе, к Южному Кавказу в целом.
«СП»: В последнее время много говорится о том, что Армения может выйти из ОДКБ и вынудит уйти российских военных вслед за пограничниками. По сути, ослабление России в регионе — это усиление Турции. Франции это надо? Или лишь бы нагадить России? Готов ли он делать это ценой усиления своего врага? Или у него свой «хитрый план»?
— Вряд ли Никол Пашинян будет в ближайшее время форсировать официальный выход из ОДКБ. Скорее, именно в ближайшей перспективе эта тема будет для официального Еревана еще одной возможностью для политического торга как с Москвой, так и с западными игроками. При этом сценарий с выходом Армении из ОДКБ действительно, вероятно, рассматривается Францией, как возможность для усиления влияния на Ереван. Скорее всего, анализируя риски в рамках такого сценария, в Париже исходят из того, что Турция и сейчас ведет активную работу по продвижению своих интересов в регионе.