Правительство Португалии отказалось выплачивать репарации своим бывшим африканским колониям за зверства, совершенные португальцами в период с XV по XIX век, сообщает Reuters.
Как отмечает агентство, в тот период около 6 млн африканцев были похищены и насильно перевезены португальцами для последующей продажи в рабство. О необходимости возмещения ущерба ранее заявил президент страны Марселу Ребелу де Соуза. По его словам, Португалия, будучи одной из крупнейших колониальных держав мира, несет ответственность за преступления в колониальную эпоху. Он также призвал «оплатить расходы».
Однако португальское правительство, судя по всему, имеет иное мнение. В его заявлении говорится, что властям не стоит «углублять взаимные отношения, уважение к исторической правде и все более интенсивное и тесное сотрудничество, основанное на примирении братских народов».
Кроме того, в правительстве отметили, что на сегодняшней день нет «программы конкретных действий» по выплате репараций, и напомнили, что «этой линии придерживались и предыдущие правительства».
В число колоний Португалии входили Ангола, Мозамбик, Бразилия, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Восточный Тимор и некоторые территории в Азии, включая Макао. На пике территория колоний достигала 10,4 млн кв. км, уступая лишь Англии и Испании.
Колониальная эпоха продлилась около пяти веков, а деколонизация африканских стран, подконтрольных Лиссабону, началась лишь в 1974 году, после революции, свергнувшей диктатуру Антониу Салазара.
Почему-то все последние годы этот вопрос в стране особо не поднимали. Да и в мире. В прошлом году генсек ООН Антониу Гутерриш обратился с призывом к бывшим колониальным державам рассмотреть возможность финансовых репараций в качестве компенсаций за работорговлю, отметив, что более чем за 400 лет 25−30 млн человек были насильственно вывезены из Африки.
Однако ни одна страна пока что инициативу не поддержала. Как понимать слова президента Португалии? Самопиар? Или все же первая ласточка, за которой могут последовать другие?
— Инициатива довольно типичная для западных левых политиков, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Подобные акты «покаяния» на Западе сегодня обычное дело, вплоть до сносов памятников Колумбу или генералам Конфедерации.
«СП»: Португалия стоит особняком в ряду колониальных держав? Все эти годы были какие-то попытки исправить то, что наворотили? Или это первый такой случай? Почему сразу после революции в 1974-м не подняли вопрос?
— Португалия с Испанией были первопроходцами колониализма. Но не сказать, чтобы они как-то особенно выделялись на общем фоне.
Платить репарации за вывоз рабов — инициатива довольно странная, т.к. слишком давно это было, непонятно, как считать, и далеко не очевидно, что современные граждане Португалии должны расплачиваться за грехи своих праотцов.
«СП»: Тема ведь опасная? Много могут насчитать ущербу?
— Тема, чреватая огромными спекуляциями. Как оценивать ущерб? Опять же, нельзя забывать, что в работорговлю были вовлечены и сами африканские племена, охотно торговавшие своими соседями по континенту с европейцами.
«СП»: А как бы население бывших колониальных держав к этому отнеслось? Не только в Португалии? Кто-то реально готов каяться и платить?
— Не думаю, что население отнесётся к этой идее с пониманием. Платить никто не хочет, тем более, за дела давно минувших дней. Если о каких-то репарациях заговорят всерьез, это скорее усилит позиции правых популистов по всей Европе.
«СП»: Если бы условная Португалия пошла на это, как бы отреагировали остальные? Тоже бы последовали примеру или отказались наотрез?
— Опять же, непонятно, сколько платить, кому и за что конкретно. Где грань между европейской работорговлей и торговлей рабами внутри самой Африки?
Так что все это выглядит скорее как некая пиар-акция и попытка переключить общественное внимание на высосанный из пальца информационный повод.
«СП»: Сегодня, на фоне роста тенденций неоколониализма, эта тема может стать более актуальной и получить шанс на успех? Недавно Гутерриш выступал с такой инициативой. России стоит это поддерживать и как?
— Ну да, на фоне неоколониальной эксплуатации той же Африки организовать некую подачку под видом «покаяния» — это очень по-западному.
России в эти игры играть не стоит ни в коем случае, т.к. ее первую же обвинят в колониализме и угнетении и заставят платить и каяться за «имперское прошлое».
«СП»: А насколько можно сравнивать имперское прошлое России с имперским прошлым стан Европы? У нас тоже временами возникают маргинальные движения среди представителей некогда присоединенных народов, что, мол, их колонизировали
— Если говорить о российском «колониализме» в отношении Украины или Белоруссии, то это, конечно, абсурд. А вот в случае с Центральной Азией элементы колониализма, безусловно, были, но ничего подобного европейской работорговли и грабежам, конечно, не происходило.
В целом колониализм — явление неоднозначное и, помимо угнетения, нёс в колонии технические и социальные достижения западной цивилизации. Сводить все исключительно к работорговле и угнетению — очень примитивный подход.
В человеческой истории постоянно кто-то кого-то завоёвывал, покорял, создавал империи, но эти же империи строили великие культуры и совершали технологические прорывы.
Поэтому я против попыток переписать или отменить прошлое через какие-то покаяния и репарации. Прошлое нужно понимать таким, какое оно есть, во всей полноте, и жить дальше, а не ковыряться в старых скелетах в шкафу.
— Каяться перед бывшими колониями не Португалия начала, — говорит руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— К чему это привело, мы видим. Дело в том, что за этими словами не последует никаких действий. Нет лишних денег в Европе.
Ну и еще один немаловажный факт. Президент и правительство в Португалии сейчас представляют разные политические силы.
Новый парламент, сформированный правыми, начал работу весной. Вполне возможно, что президент сознательно выступил с таким неоднозначным заявлением, чтобы спровоцировать политический кризис, который позволил бы ему снова распустить парламент.
В 2026 году в стране пройдут президентские выборы, в которых действующий глава государства, уже дважды избранный на этот пост, участвовать не сможет. Но он может создать условия для победы кандидата от своей социал-демократической партии как на президентских, так и на парламентских выборах. Правда, все равно удивительно, что для обострения ситуации он выбрал столь провокационную тему, как репарации бывшим колониям.
«СП»: Правительство против, а кто-нибудь в стране, по-вашему, поддержал бы эту идею?
— Не думаю, что португальцев заботит судьба граждан Анголы или Кабо-Верде, других бывших португальских колоний. В Европе системный кризис, а тут еще надо тратить деньги на оборону. Не до пожертвований.
«СП»: Возможно ли вообще подсчитать ущерб?
— Уверен, что никто всерьез об этом не думал и никакие расчеты не проводил.
«СП»: Опасная тема ведь? Один раз что-то выплатят, а дальше будут требовать еще и еще?
— Конечно. Это одна из причин того, что репараций за колониализм нет как явления.
«СП»: А в мире это может создать эффект домино? Португалия заплатит, а остальные?
— И это тоже имеется в виду. Но не стоит опасаться. Этого не будет никогда.
«СП»: Насколько сегодня вообще актуальны такие антиколониальные инициативы? Нет ли тут бездумного ворошения прошлого?
— Популистские лозунги — не то, чего ждут бывшие колонии сейчас. Помочь им создать эффективную экономику, инвестировать в развитие — в этом заключается долг бывших метрополий, а не в мифических репарациях. Но экс-метрополии по привычке продолжают грабить, ведут захватническую политику, продолжая эксплуатацию природных и трудовых ресурсов. Вот против такого неоколониализма выступает Россия.