С августа 1945 года, когда США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, мир живет под дамокловым мечом глобальной ядерной войны, которая может поставить точку в истории человечества.
Ближе всего к ядерному апокалипсису в прошлом столетии человечество было в октябре 1962 года. Тогда разразился Карибский кризис, возник риск обмена ядерными ударами между США и Советским Союзом. А уже в то время ядерный потенциал обеих держав был достаточен для того, чтобы многократно уничтожить все живое на планете. Однако тогда ситуацию удалось разрулить в течение одного-полутора месяцев.
Более того, на следующий год Москва и Вашингтон, находясь под впечатлением Карибского стресса, подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Я об этом писал два года назад в статье «Часы Судного дня и Карибский кризис».
Самым спокойным с точки зрения угрозы ядерной войны временем оказались 1990-е годы, когда завершилась холодная война. В 1991 году был подписан договор между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Через несколько месяцев Советского Союза не стало, но Российская Федерация как правопреемник СССР подтвердила свои обязательства по договору СНВ-1.
Потом между США и РФ подписывались и другие соглашения, направленные на сдерживание гонки ядерных вооружений. Но, тем не менее, в XXI веке обозначилась тенденция к росту риска возникновения ядерной войны.
Во-первых, в силу того, что эйфория «детанта» (разрядки напряженности) в отношениях двух стран стала постепенно улетучиваться.
Во-вторых, в силу того, что стал расширяться клуб ядерных держав (производящих ядерное оружие). До 1960 года в него входило всего три страны: США, СССР и Великобритания. В 1960-е годы он пополнился еще двумя странами — Францией и Китаем. В 1970-е годы — Индией и Израилем. В 1998 году к клубу присоединился Пакистан, а в 2006 году — Северная Корея. Итого девять ядерных держав.
Многие наверняка слышали о проекте «Часы Судного дня» (Doomsday Clock), который был запущен в 1947 году и действует по сей день. Это проект журнала Чикагского университета «Бюллетень учёных-атомщиков» (Bulletin of the Atomic Scientists), инициаторами и участниками которого были создатели первой атомной бомбы в США и в мире.
Цель проекта — оценка риска возникновения ядерной войны. Для оценки используется такая образная форма, как часы со стрелками (картинка с этими часами размещается на обложке «Бюллетеня»). Отметка на циферблате «12 часов ночи» означает наступление Судного дня, т.е. возникновение ядерной войны.
«Судный день» — из Священного Писания; означает Суд Бога над человечеством в конце земной истории, после чего произойдет уничтожение планеты. Апостол Петр в своем Втором послании прямо говорит, что земной мир будет сожжен:
«Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр.3:10).
Американские ученые-атомщики, запускавшие проект Судных часов, полагали, что апостол говорил именно о ядерной войне, которая уничтожит землю и все живое на ней.
Стрелка Часов устанавливается с учетом мнений авторитетных экспертов. Среди них, как отмечает «Бюллетень», около полутора десятков лауреатов Нобелевской премии. «Кухня» оценок не раскрывается. Но, судя по всему, главное внимание уделяется оценке ядерных потенциалов стран и состояния отношений между ядерными странами.
Часовая стрелка с самого начала была в диапазоне межу 11 и 12 часами. А минутная либо приближалась к отметке 12 часов, либо от нее удалялась. На момент запуска проекта (в 1947 году) стрелка находилась на расстоянии 7 минут от полуночи. В 1991 году (окончание холодной войны) стрелка была на рекордно далеком расстоянии от полуночи — 17 минут. А затем началось неумолимое движение стрелки к полуночной отметке. Важной новацией в проекте Часов стало то, что с 2007 года положение стрелки стало учитываться не только по оценке риска термоядерной войны, но и по оценке других рисков гибели человечества (пандемии, разогрев климата и др.)
В 2012 году стрелка Часов была на отметке 5 минут (до полуночи). В 2018 году — 2 минуты. В начале 2023 года она была установлена на расстоянии всего-навсего в полторы минуты (90 секунд) от полуночи. Если изобразить эти показания графически, то мы увидим экспоненту. Т.е. человечество движется к ядерной катастрофе с ускорением.
«Счёт времени до катастрофы идёт уже не на часы или минуты, а на секунды. Это самое близкое к Судному дню время за всю историю часов», — заявила главный исполнительный директор и президент «Бюллетеня» Рэйчел Бронсон (Rachel Bronson).
Понятно, что проект Часов Судного дня выполняет пропагандистскую функцию. Он должен приводить в чувство тех политиков, которые пытаются решать международные проблемы с помощью «ядерной дубинки». На самом деле любая ядерная дубинка является одновременно бумерангом. На любой ядерный удар последует ответный ядерный удар. Даже если ядерный удар будет наноситься по стране, которая ядерным оружием не обладает.
Нельзя забывать, что современный мир опутан сетью соглашений ядерных держав с неядерными странами и, что, согласно этим соглашениям, ядерная держава может (или даже обязана) защищать другую сторону с помощью своего ядерного оружия.
Еще в 1968 году родился Договор о нераспространении ядерного оружия, который в 1970 году вступил в силу после ратификации Советским Союзом, США, Великобританией и еще 40 государствами. В конце прошлого столетия уже более 170 стран были участниками этого Договора.
Он запрещает передавать ядерное оружие, оказывать содействие в его разработке и производстве, но не препятствует ядерным державам размещать его на территориях других государств. Это называется предоставлением «ядерного зонтика».
США не скрывают, что размещают ядерное оружие в целом ряде стран-членов НАТО. Согласно открытым источникам, имеется 150 ядерных бомб на американских авиабазах в Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии и Турции. А в апреле этого года президент Польши Анджей Дуда предложил разместить ядерное оружие НАТО на своей территории.
Хотя говорится, что Договор о нераспространении ядерного оружия охватывает подавляющее число стран мира, есть несколько достаточно стран, которые к нему не присоединились. Это Израиль, Индия, Пакистана, Южный Судан и КНДР (вышла из договора после подписания).
Из пяти названных стран четыре (все кроме Южного Судана) входят в клуб ядерных держав. Значит, условия для расползания ядерного оружия по всему миру сохраняются. Эксперты считают, что близки к тому, чтобы стать членами клуба ядерных держав следующие страны: Иран, Турция, Белоруссия, Бразилия и Германия. Ближе всего, из названных, по моему мнению, Иран и Белоруссия.
Вновь вернемся к проекту Часов Судного дня. Какой-то установленной (нормативной) периодичности пересмотра показаний Часов Судного дня нет. Всего за 77 лет существования проекта пересмотр проводился лишь 25 раз. Т.е. в среднем получается раз в три года. Пересмотр происходит лишь после каких-то значимых событий.
Были периоды времени в несколько лет, когда показания Часов оставались без изменений. Например, периоды 1953−1960 гг. (2 минуты до полуночи); 1974−1980 гг. (9 минут); 1998−2002 гг. (5 минут); 2002−2007 гг. (7 минут)
Большей оперативности, чем перевод стрелки раз в год, проект Часов Судного дня ни разу не продемонстрировал за всю историю своего существования. Кстати, ретроспективно эксперты оценивают, что в октябре 1962 года, в разгар Карибского кризиса стрелка Часов должна была бы стоять на отметке меньше 60 секунд до полуночи. Но проект не был предусмотрен для того, чтобы столь оперативного реагировать на изменения ситуации в мире. И до кризиса, и после него стрелка оставалась в положении 7 минут до полуночи.
Только в следующем 1963 году она была переведена на отметку 12 минут; этому способствовали напряженные советско-американские переговоры по предупреждению взаимных ядерных ударов, а также заключение в 1963 году Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой).
В январе нынешнего года «Бюллетень» сообщил, что минутная стрелка оставлена на отметке 1,5 минуты от апокалиптической полуночи.
Т.е. за год ничего не изменилось. И это достаточно странно.
Даже если мы обратимся к статистике Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), то мы увидим, что после длительного периода сокращения ядерных арсеналов большинства стран-членов «ядерного клуба», начался период их наращивания. В 2023 году общее число имевшихся в мире ядерных боеголовок составило 12.512. В том числе 9576 находились на складах для потенциального использования; это на 86 больше, чем в 2022 году.
Увеличилось за год число развернутых боеголовок: в США — с 1744 до 1770, в России — с 1588 до 1674. Всего около 2 тыс. боеголовок — почти все они принадлежат РФ и США — находилось в состоянии повышенной боеготовности (означает оснащение ими ракет или размещение на авиабазах стратегической авиации).
Это самый высокий показатель в нынешнем столетии. Данных СИПРИ за 2024 год пока не опубликованы, но, судя по косвенным данным, прирост числа ядерных боеголовок будет по всем позициям: находящихся на складах, развернутых и находящихся в состоянии повышенной боевой готовности.
По оценкам экспертов, имеющихся на сегодняшней день ядерных арсеналов в 2−3 раза превышает то их количество, которое необходимо для того, чтобы уничтожить все живое на планете.
События последнего года показывают, что Запад на Украине провоцирует использование ядерного оружия Россией. Разговоры идут о тактическом ядерном оружии. Но военные эксперты (да и просто люди здравого смысла) понимают, что тактическое оружие станет лишь искрой, которая воспламенит пожар мировой ядерной войны с применением всего арсенала стратегического ядерного оружия.
Одобрив удары по России с территории Украины (причем с использованием американского и европейского оружия), западные страны фактически нарушили и отменили принципы ядерного сдерживания, которые отрабатывались противоборствующими сторонами на протяжении нескольких десятилетий.
«Добро» на удары по нашей территории дали уже 11 стран Запада. Эскалация ядерного конфликта подтверждается и тем, что НАТО вблизи границы России отрабатывает нанесение ядерных ударов по нашей территории. Об этом сообщил глава Погранслужбы ФСБ Владимир Кулишов.
Многие эксперты ситуацию в течение последнего года оценивали как более опасную, чем во время Карибского кризиса 1962 года. Сотрудник упомянутого выше СИПРИ Тарья Кронберг в ноябре прошлого года заявила: «По вопросу ядерной угрозы. Боюсь, что мы подходим к такой ситуации, когда ядерная война реальнее, чем даже во время Карибского кризиса». А заместитель руководителя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в марте нынешнего года констатировал, что угроза ядерного конфликта в данный момент выше, чем во время Карибского кризиса, заявил Т.е. на языке проекта Часов риск ядерной войны должен оцениваться меньше, чем в 60 секунд до полуночи.
Уже не знаю, почему стрелки Часов остались в этом году на той же отметке, что и в прошлом. Может быть, кто-то стал оказывать на участников проекта давление с тем, чтобы Часы не мешали начать новый раунд наращивания ядерного оружия в США? Напомню, что проект Часов базируется в Чикагском университете. А, может быть, участники проекта не хотели пугать американцев и граждан других стран, которые и без этого находятся в состоянии тяжелейшего стресса (по причинам, которые, надеюсь, читателям понятны)?
Еще раз подчеркну: сами владельцы Часов Судного дня неоднократно заявляли, что их проект служит важным напоминанием политикам и военным. Так, исполнительный директор проекта Часов Рэйчел Бронсон подчеркивала, что не меняющееся время на часах нельзя считать показателем стабильности мира. Это уж точно. Стрелка Часов «залипла» с начала прошлого года на отметке 90 секунд до полуночи. Стабильность мира (и без того неустойчивая) за это время еще больше пошатнулась. Как ни крути, мир за год стал еще ближе к ядерному апокалипсису.