
35 лет назад — 16 февраля 1990 года — был подписан меморандум об открытии новых международных воздушных маршрутов между СССР и США через Северный Ледовитый океан, советское воздушное пространство в Юго-Восточную Азию и обратно. Об значении этого несомненно масштабного события, и не только для двух ядерных держав, мы беседуем с человеком, которому высшей властью было доверено подписать документ. Валерий Шелковников, в то время начальник Центрального управления воздушного движения Министерства гражданской авиации СССР, резонно считает эту дату исторической в области начала глобального использования воздушного пространства Северной Америки — Северного Ледовитого океана — СССР — Юго-Восточной Азии.
Одновременно было подписано соглашение о координации и организации связи между региональными центрами Управления внутренних дел Анадыря и Анкориджа (Аляска, США). С американской стороны меморандум подписывал Глава Федерального управления гражданской авиации США адмирал Джеймс Б. Бьюси.
Оглядываясь на то время, Валерий Георгиевич говорит, что о таком уровне взаимодействия между двумя нашими странами еще вчера можно было только мечтать — казалось, из нынешней пропасти взаимного недоверия обратного пути уже нет. Но сегодня, после встречи на высоком уровне двух делегаций в Эр-Рияде, появилась надежда на слом барьеров, мешающих восстановлению прежних деловых связей.
— Известно, что наш президент положительно оценил результаты встречи, — говорит Валерий Георгиевич. — Россия сделала первый шаг, чтобы возобновить работу с США по самым разным направлениям, где есть взаимный интерес. Все это позволяет мне обратиться лично к Владимиру Путину, поскольку вот уже много лет мы — а это ветераны отечественной аэронавигации — безуспешно пытаемся донести до наших властей необходимость использования нашего воздушного северного коридора на благо страны.
А обстановка у нас на сегодняшний день действительно критическая, ведь там нет дорог, кроме воздушной, а над созданием необходимой летающей техники, способной эту задачу решать, наш авиапром безуспешно бьется уже не один десяток лет. Смену отношения к нам со стороны лидеров стран и, прежде всего, США, надо в полной мере использовать для решения наших внутренних задач, которое в последнее время не слишком удается.
А между тем инициативная группа авторитетных в авиаотрасли специалистов уже давно предлагает реализовать два глобальных проекта, на которые у нас почему-то нет средств. Первый — это вновь открытие полетов из аэропортов Северной Америки через российское арктическое воздушное пространство в аэропорты Южной Азии и обратно. Это огромная миллиардная экономия и для мира, и для нас. Владимир Владимирович сам свидетель такой возможности — он ведь в свое время посетил Магадан, где ознакомился там с созданным нами великолепным океаническим космическим Центром, располагающим самыми современными технологическими возможностями.
Второй глобальный проект относится к еще одной болевой точке всего мира — пожарам. Нам тоже больно наблюдать, как ежегодно полыхают сотни гектаров тайги, уничтожая все живое и растущее. Не замечать при этом, что Россия располагает лучшим в мире противопожарным самолетом Бе-200 — на грани преступления. Это не только мое мнение.
В свое время Арнольд Шварценеггер, в то время губернатор Калифорнии, обеспокоенный регулярными пожарами в своем Штате, обратился к тогдашнему президенту Обаме с просьбой закупить у России как минимум два десятка Бе-200. То, что из-этого ничего не вышло, на совести как американцев, так и наших властей — мешали политические неувязки сторон.
Не самое ли время вернуться к решению этого вопроса? А заодно и вспомнить о том, что ведь и у нас он толком так и не поднят на крыло: за последние два десятилетия лет изготовлено менее двадцати самолетов. И это в то время, когда они успешно тушили пожары в Турции и Греции, Португалии и Франции, в других странах Европы и Азии.
Пора создать международный консорциум из этих самолетов и помогать всему миру. Путин в свое время опробовал амфибию в кабине вместе с летчиком-испытателем Валерием Крузе и дал высочайшую оценку способностям машины за считанные секунды набрать 12 тонн воды и очень оперативно сбросить ее на объект возгорания.
Шелковников убежден в том, что пора вернуться к профессиональному руководству авиапромом, которое успешно функционировало при Ильюшине и Антонове, Яковлеве и Туполеве. Ситуация настоятельно требует отказаться от практики, когда эта важнейшая область промышленности отдана на откуп эффективным топ-менеджерам, слабо представляющих, куда и как дальше лететь…
Говоря о необходимости использовать меняющуюся политическую обстановку, чтобы более энергично налаживать деловые контакты с мировыми лидерами, необходимо тем не менее опираться на собственные козыри. А они в том, что миллиардные убытки мировых авиаперевозчиков перестанут висеть над странами тяжким грузом за счет использования арктического российского воздушного пространства.
Да и мы избавимся от потерь для России, для развития российской авиации, самолётов, авиакомпаний, воздушного сообщения, аэропортов, для российской экономики, российской промышленности, технологий и занятости населения.