
Тарифная война, которую начал президент США Дональд Трамп против ЕС, демонстрирует необходимость диверсификации поставок газа, сообщили Reuters европейские производители. По их словам, возвращение к поставкам ресурса из России «может быть хорошей идеей».
Так, вице-президент французской газовой фирмы Engie Дидье Олло допустил, что обсуждать наращивание поставок российского газа в европейские экономики до объема 60−70 млрд куб. м (включая СПГ) ежегодно возможно в том случае, «если на Украине наступит разумный мир». Европейцам следует избавиться от чрезмерной зависимости от американского газа, добавил глава французской энергетической корпорации TotalEnergies Патрик Пуянне.
Управляющий директор немецкого нефтехимического производителя Leuna-Harze Клаус Паур в разговоре с агентством в свою очередь подчеркнул, что экономике Германии нужен «Северный поток-2» для удержания под контролем расходов на энергоносители.
В начале марта Financial Times писала со ссылкой на источники, что бывший исполнительный директор «Северный поток-2» Маттиас Варниг занимается разработкой проекта перезапуска газопровода при поддержке американских инвесторов. Однако официальный представитель кабинета министров ФРГ Штеффен Хебештрайт указал, что немецкое правительство ничего не знает об этих переговорах.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович упомянул, что в ЕС ранее говорили о наращивании поставок американского СПГ.
— Но теперь — с учетом того, что европейское руководство неоднозначно относится к Трампу, в ЕС ведутся разговоры об изменениях в торговле из-за тарифных войн, несмотря на то, что США все еще считаются союзником Европы. Поэтому идет поиск других вариантов, среди которых в том числе наращивание закупок у России. Но для этого, разумеется, нужно политическое соглашение.
Интересно, что несколько месяцев назад заявления о необходимости увеличения закупок российского газа звучали анонимно через западные информационные агентства и другие СМИ. Но теперь об этом открыто говорят представители крупных компаний, хотя пока еще не ведущие политики.
Сейчас в Германии формируется новая правящая коалиция. Так, 9 апреля ХДС/ХСС (христианские демократы) и СДПГ (социал-демократы) достигли соглашения о формировании правительства.
Представители партий, которые будут в ней, не говорят о возвращении нормальных отношений с Россией. Напротив, ведутся разговоры о перевооружении, и чуть ли не о войне с нами.
По сравнению с тем, что было полгода назад, прогресс в риторике, конечно, есть, но пока на уровне промышленного лобби.
В АдГ и Союзе Сары Вагенкнехт постулируется восстановление отношений с Россией, но они на текущий момент не попадают в правительство ФРГ. Последняя партия даже не попала в Бундестаг.
«СП»: Стоимость газа на нидерландском хабе TTF сейчас составляет около $410 за 1 тыс. куб. м. Насколько приемлемыми являются такие цены для европейцев?
— Смотря с чем сравнивать. В 2022 году пиковые значения (превышали $3400 за 1 тыс. куб. м) были значительно выше текущих. Если сравнивать со средним значением за последние 10 лет, то цены сегодня все же выше.
К тому же стоимость газа в США остается значительно ниже, чем на европейских биржах (по итогам 2024 года средняя оптовая цена за газ на Henry Hub составила почти $80 за 1 тыс. куб. м). Поэтому ЕС развивать производство с точки зрения конкурентоспособности в энергетике достаточно сложно. Условные $300 за 1 тыс. куб. м стали бы неплохой ценой для европейцев, но все равно это будет в разы дороже, чем газ на внутреннем американском рынке.
«СП»: Могут ли США нарастить стабильные поставки СПГ в ЕС, если в силу вступят новые газовые проекты?
— Да, они будут находить своего клиента. Для России это будет дополнительная конкуренция, поэтому в идеале, если договариваться о возвращении на европейский рынок, надо делать это быстрее.
Если процесс затянется, то за это время вырастет не только конкуренция, но и деградирует европейская промышленность, прежде всего химическая и металлургическая. Потребление в ЕС может просто не вернуться на прежний уровень.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко подчеркнул, что в разговоре о потенциальном наращивании поставок газа из России в ЕС до 60−70 млрд. куб. м нужно отталкиваться не от тарифной войны, но от российских интересов и возможностей.
— ЕС находится в состоянии торговой и санкционной войны с Россией. У них принято множество ограничительных пакетов, и даже обсуждается введение дополнительных мер (к примеру, эмбарго на поставки российского СПГ).
Даже если французский представитель бизнеса дает какие-то оценки, то для нас это не является сигналом для действия или реакции.
Россия ничего не будет поставлять в Европу по щелчку пальцев. Если вдруг из-за тарифной войны или отсутствия дополнительных источников поставок европейцам вдруг понадобится газ из России, то это не значит, что российские производители должны мгновенно переключаться и удовлетворять такой спрос.
«СП»: На что должна пойти Европа в таком случае?
— Речь должна идти о достаточно комплексном подходе в отношениях между Россией и странами ЕС. Прежде всего европейцы должны снять санкции и вернуть России все замороженные и арестованные активы (в том числе и собственность «Газпрома» в Германии, которая была национализирована правительством ФРГ).
Восстановление отношений потребует и прекращение конфликта. Он идет в прокси формате, так как в нем участвуют и страны ЕС, в том числе поставляя вооружения. Без этого разговор о взаимодействии в том числе и на газовом рынке не возобновится. В противном случае, это будут просто игры Запада, который пытается решить свои проблемы за счет России.
«СП»: Насколько «Газпрому» необходимо сейчас возвращение на европейский рынок?
— Любой новый рынок или возвращение на старый станет хорошим событием. Но вопрос наращивания поставок газа в ЕС уже связан не с экономическими отношениями, а прежде всего с политикой.
«СП»: Могут ли США в условиях тарифной войны сократить поставки СПГ в Европу?
— Да, это гибкий и мобильный рынок. Америка может с помощью гибких контрактов переключать направления поставок СПГ в любой момент.
Европа не может доминировать и указывать, сколько и кто ей должен поставлять газ. Сейчас в принципе действует рынок поставщика, а ЕС находится в зависимом состоянии.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».