
Переговоры по Украине продолжаются уже более двух месяцев, с 12 февраля. Начались они с телефонного звонка Дональда Трампа Владимиру Путину. Но уже мало кто помнит, что их разговору предшествовало сенсационное заявление министра обороны США Пита Хегсета.
На заседании так называемой контактной группы в Рамштайне он отвесил украинцам звонкую пощечину. Прямо заявил, что все их требования нереалистичны: и возврат к границам 1991 года, и членство в НАТО… А спустя несколько часов, пока ошарашенные украинцы переваривали новую реальность, Трамп уже звонил Путину.
С тех пор состоялось больше десятка раундов переговоров. Washington Post пишет, что их медленный ход — всецело вина американской стороны.
Во-первых, администрация Трампа прислала на переговоры не слишком опытных политиков. Скажем, новый госсекретарь Марко Рубио вообще не имел опыта международных переговоров: он 14 лет был простым сенатором. А спецпредставитель Трампа по России и Украине Стивен Уиткофф — не дипломат и даже не политик, а просто нью-йоркский застройщик.
Во-вторых, импульсивный глава Белого дома и его администрация были слишком поглощены пиаром: им нужно было трубить о любых позитивных результатах, не особо заботясь о сути переговоров.
Томас Грэм, работавший ранее в Совете национальной безопасности, заявил Washington Post: «Администрация Трампа очень стремится продемонстрировать прогресс, то, что они могут назвать успехом, и скрыть стоящие перед ними проблемы».
Всё это в итоге подорвало доверие к переговорам и беспристрастности американской стороны, что очевидно и участникам, и внешним наблюдателям, констатирует Washington Post.
Трамп фактически расколол Запад. При этом европейцы пытаются вести собственную игру. Об этом свидетельствует и то, что очередной раунд «мирных» переговоров проходит во Франции, но без участия России.
Саммит проходит в то время, когда Евросоюз, возможно, находится в самом уязвимом положении из-за постепенного роста популярности крайне правых, которые активно выступают в поддержку России, сообщает Voice of America («Голос Америки» *).
Французская Mоnde, комментируя ход переговоров, удивляется: сами европейцы не способны договориться о мире. Они не могут добиться прекращения огня, поскольку у них (уже отстроившихся от Америки) нет единства по многим вопросам.
Например, о судьбе русского языка на Украине, отправке «миротворцев» и тем более послевоенных границах. В Пятой республике более благосклонно относятся к наземной операции.
Присутствие французских войск в Румынии с 2022 года (около 1000 солдат) и последующее создание целой сети материально-технического обеспечения упростили бы этот вариант.
Однако многие европейские страны (в том числе Испания) категорически против. То же самое уже было в 2022 году, напоминает арабский аналитик Мазен аль-Наджар в колонке для Al Jazeera.
«США и Великобритания отказались от мирных переговоров и препятствовали им предпочитая длительный конфликт, в то время как Франция, Германия и Италия продолжали призывать к новым переговорам», — напоминает аль-Наджар про двойные стандарты европейцев.
Впрочем, среди западных экспертов есть и те, кто оценивает ход переговоров позитивно. Например, профессор и директор Центра устойчивого развития Колумбийского университета в Нью-Йорке Джеффри Сакс. Он уверен, что результатом сближения РФ и США может стать отмена ранее введённых американских санкций. Это будет продолжение политики уступок России, которую выбрал Трамп.
Джошуа Гумински, старший вице-президент Центра изучения президентства и Конгресса, отмечает, что подход администрации Трампа к переговорам сводится исключительно к первоначальным мерам укрепления доверия — через уступки.
«Думаю, что это подход нью-йоркских девелоперов к определению повестки дня дипломатических переговоров и выведению партнеров по переговорам из равновесия», — иронизирует Гумински.
Мазен аль-Наджар в колонке для Al Jazeera сравнивает «перезагрузку» американо-российских отношений с историческим «саммитом мира» в Рейкьявике в 1986 году. Тогда встретились Михаил Горбачев и Рональд Рейган, что дало миру разрядку после четырех десятилетий Холодной войны.
«Как и от Трампа и Путина сегодня, от Рейгана и Горбачева не ожидали, что они будут миротворцами. Горбачев стал генсеком в разгар советской войны в Афганистане, а вывод советских войск из него начался только в 1988 году. Рейган, в свою очередь, руководил беспрецедентной милитаризацией, поддерживал геноцид и развязанные Америкой войны в Центральной Америке. Однако Горбачева и Рейгана сейчас помнят как миротворцев», — недвусмысленно напоминает Мазен аль-Наджар.
Кто знает, может быть, Трампу действительно суждено закончить новую Холодную войну…
* СМИ «Голос Америки» признано иноагентом решением Минюста РФ от 5 декабря 2017 г.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, — в теме «Свободной Прессы».