
За последние 5 месяцев в Курской области уволилась уже вторая по счету исполняющая обязанности министра финансов и бюджетного контроля региона — теперь вслед за своей предшественницей Инной Апанасенко последовала по собственному желанию Людмила Гапонова. После недавней смерти экс-губернатора области Романа Старовойта, последовавшей за арестом его бывшего заместителя Алексея Смирнова, а также на фоне объявленных нынешним врио губернатора Курской области Александром Хинштейном проверок и чисток в отношении чиновников региона этот факт весьма красноречив.
Также очень красноречив факт вызова на допрос вице-мэра Красноярска Александра Мацака после недавнего ареста его непосредственного начальника — мэра города Владислава Логинова. Пока в качестве свидетеля, а как дело будет развиваться дальше, покажет время.
Красноречивы и факты арестов, допросов и обысков у представителей власти во многих других регионах России.
Например, обыск в кабинете замглавы правительства Владимирской области Александра Ремиги, задержания целой «плеяды» высокопоставленных чиновников Воронежской области и так далее.
Все эти случаи объединяет два момента.
Первый — все они так или иначе связаны с подозрениями в коррупции и взяточничестве.
Второй — практически все фигуранты подобных дел являются представителями одной политической партии, которую в народе принято называть партией власти.
Интересно, что за этим стоит — тотальная самодискредитация партии власти или простое совпадение?
Неискушенные в политических играх россияне все больше склоняются к первому объяснению.
«Ну, допустим, власть сейчас лихо взялась за обнаглевших коррупционеров, — рассуждают они в соцсетях. — Только вот борьба эта получается, мягко говоря, странной. Сажается на определенное место один чиновник, потом проворовывается, его обличают и сажают, приходит на его место другой — и все начинается сначала по кругу, потому что — вот ведь совпадение — все эти птицы как на подбор из одного и того же партийного гнезда… За что боролись, на то и напоролись?»
— Да, действительно, СВО обнаружила очень чудовищный аспект в нашей официально «рыночной» экономике — коррупцию, при которой хоть как-то функционировать мало-мальски рыночная экономика просто не может, — констатировал в беседе с «СП» общественный деятель и политический эксперт Вячеслав Тетёкин.
— Вот в прессе широко освещалось открытие выставки волонтеров в рамках форума «Все для Победы» под эгидой нашего «Народного фронта». Президент приезжал. На первый взгляд, все вроде бы получается замечательно. Партия власти собирает и отправляет на фронт материальную и финансовую помощь от рядовых россиян, и все молодцы.
Все это хорошо. Есть соучастие людей. Но ведь по факту снабжением Вооруженных Сил даже в самых элементарных вопросах солдатского быта должно заниматься государство. Тем более в то время, когда идут боевые действия.
Да, в СССР во время Великой Отечественной население тоже отправляло на фронт кисеты, варежки, носки и письма, но это все же была психологическая поддержка наших солдат. А сейчас на беспилотники всем миром деньги собирают.
Сегодня жизнь, наконец-то, заставила нашу верхушку хоть как-то задуматься о том, что одной из главных проблем для противостояния санкциям, для успеха на поле боя, как раз является коррупция, которая проникла настолько глубоко, что стала неотъемлемой частью системы государственного управления.
Если ты не коррумпирован, если ты в этой системе пытаешься сохранить свою честность, то система тебя просто-напросто выбрасывает. Что говорить, если метастазы проникли на самые верхние этажи власти.
Поздновато, конечно, по моему мнению, верхушка зачесалась, но лучше поздно, чем никогда.
Зато теперь, наблюдая все эти посадки, аресты, допросы, мы видим попытку, так сказать, навести порядок, пусть и в интересах самосохранения нынешней власти. Но здесь возникают вопросы к судебной власти и к правоохранительным органам.
Самое страшное, что и судьи, и правоохранители, как мне кажется, сами поражены насквозь этой самой коррупцией. Не может же быть так, что весь организм заражен вирусом, а его руки — нет.
И это отдельное выхватывание отдельных персонажей с освещением процессов над ними в медиа едва ли можно назвать «борьбой с коррупцией», как это подается нашей властью.
Потому что от случаев коррупции, попадающих на страницы СМИ по разным причинам, просто волосы встают дыбом. Все коррупционные скандалы, про которые мы читаем или смотрим, это же капля в море.
«СП»: Напрашивается вывод, что наши внутриполитические перспективы скорее негативны, чем радужны. Ведь, условно говоря, раковая опухоль никак не может победить саму себя, и раз коррупционеры борются с коррупционерами, получается, что у нас экзистенциальный кризис если не всей власти целиком, то как минимум одной всем известной ее партии?
— Как человек, в свое время приложивший руку к появлению на свет этой самой партии, могу сказать, что говорить о тяжелом ее кризисе, тем более о кризисе власти на фоне последних коррупционных скандалов не приходится, — высказал «СП» свое мнение по поводу происходящего независимый эксперт по информационной безопасности и информационным войнам Игорь Николайчук.
— Те скандалы, что мы с вами сейчас наблюдаем, свидетельствуют, прежде всего о том, что для нашей власти критически важными являются выборы 2026 года.
Которые, согласно замыслу, должны пройти в условиях тотального обновления или, скорее, очистки элит от прежних привычных нарративов, так как в рамках этих нарративов прежние элиты, сделавшие ставку на либерально-олигархическую составляющую, ничем похвастаться не могут.
«В новой грядущей России мы скажем чубайсам нет» — вот условный лозунг, под которыми эти выборы собираются провести.
Для этого сейчас в лихорадочном темпе осуществляется насыщение исполнительной ветви власти участниками СВО. А среди них, к слову, есть не только добровольцы, но и бывшие уголовники.
По большому счету, основной кадровый резерв этой самой партии власти — как раз мужики с передовой. Неспроста сейчас власть проявляет так много озабоченности вопросом насыщения региональных властей именно ветеранами СВО. Именно эти люди, по задумке, должны будут повести россиян в «постпутинскую Россию».
«СП»: А в чем глобальный смысл арестов, обысков, увольнений, отставок чиновников от партии власти, если менять их планируется членами все той же партии власти? Они ведь через год могут стать такими же. Болото, как известно, засасывает.
— Знаете, какой наиболее часто встречающийся интернет-запрос, который вбивают наши граждане в свои поисковики, после, естественно, СВО? Не ипотека, не кредиты, а «коррупция во власти».
Поэтому-то власть сейчас изо всех сил демонстрирует, что борется с коррупцией, невзирая на лица, несмотря на то, что коррупция в принципе является неотъемлемая частью любой власти в истории всей планеты.
Поэтому сейчас в пожарном порядке ищут и находят «козлов отпущения» по всей России. Дескать, вот курские чиновники разворовали средства на строительство фортификаций. А обыватели очень хорошо реагируют на подобные события. Мол, сажают врагов народа-то. Кремлевским башням просто необходимо перед важным электоральным циклом выглядеть исполнителями народных чаяний. А народ у нас в массе своей чает только одного — отрубить руки и головы «проклятым коррупционерам». Вот и вся интрига.
Истинная суть которой — мощение дорожки под транзит власти. В один прекрасный момент Владимира Путина неизбежно сменит другой кандидат. Плохо ли, хорошо ли дорожка под него мостится, пусть каждый решает сам в силу своей ангажированности и заинтересованности. Но то, что нынешние «скандалы, интриги, расследования» — следствие это самого «мощения», это, как говорится, факт.
Власть просто хочет по мере своих возможностей добиться, чтобы этот самый транзит власти не пошел по сценарию развала России или по сценарию «лихих девяностых». Лучше уж пусть, полагают во власти, «Россия худо-бедно висит на чекистском крюке, чем продолжает валиться в пропасть».