Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Минтрансу плевать на авиацию? Российскую авиацию в ICAO опустили ниже казахского плинтуса

Олег Смирнов: Министерство гражданской авиации должно возродиться, пусть и под иным названием

9909
Минтрансу плевать на авиацию? Российскую авиацию в ICAO опустили ниже казахского плинтуса
Фото: Zuma/TASS
Материал комментируют:

Россию не выбрали в Совет Международной организации гражданской авиации (ICAO) на период 2025—2028 годов. Об этом сообщил Минтранс РФ.

Голосование в ICAO проходит в три этапа. На первом избираются члены совета. В этот раз в него вошли США и семеро их союзников, а также Китай и Казахстан. Выбирается также Аэронавигационная комиссия, в которую входят представители 19 государств и другие ключевые органы управления.

На втором этапе будут избраны региональные бюро. Представители России в качестве кандидатов не заявлены. Далее последует третий этап, на котором раздадут «всем сёстрам по серьгам» в малозначительных структурах ICAO.

«В результате выборов руководящий орган ICAO утратил потенциал для выработки сбалансированных решений, отражающих интересы всего мирового сообщества, а не узкой группы государств», — говорится в сообщении российского Министерства транспорта.

Читайте также
Молдавия раскололась: Официально перевес за Санду, но – минимальный. Интрига сохраняется Молдавия раскололась: Официально перевес за Санду, но — минимальный. Интрига сохраняется Главным противником «евровыбора» Кишинева стали не пророссийские силы, а Румыния

В ICAO входят 193 государства, обладающие своим гражданским воздушным флотом. Наша страна присутствовала в Совете организации с 1970 года до 2023-го, когда впервые сокрушительно проиграла выборы в руководящие органы.

Почему не удалась попытка вернуться в Совет? Об этом «Свободной Прессе» рассказал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, советник по безопасности полетов председателя Профсоюзов лётного состава России Олег Смирнов.

— Наша страна вступила в Международную организацию гражданской авиации 1970 году, и одновременно была введена в Совет ICAO. И находилась в этом совете непрерывно 53 года.

Все эти годы инструмент нахождения там очень здорово помогал авиации нашей страны, потому что мы участвовали в принятии всех важнейших решений ICAO, и могли влиять на них.

Наиболее успешной была работа с 1970 по 1990 год. У нас был очень мощный аппарат в ICAO. По поручению государства этой работой занималось Министерство гражданской авиации (МГА).

Лично министр, его аппарат и я, как заместитель министра Бориса Бугаева, — мы очень плотно работали с ICAO и держали руку на пульсе. Более 10 человек от нашей страны были постоянными штатными сотрудниками исполнительных органов ICAO по всему миру. В центральном аппарате организации всегда было двое человек от СССР, которые занимали посты директоров по ключевым направлениям. Кроме того, представитель СССР возглавлял ICAO в Юго-Восточной Азии, в Европе был наш представитель, и в ряде других региональных бюро.

После 1990 года, а в особенности после административной реформы, которая ликвидировала МГА, превратив его в несчастное Агентство воздушного транспорта в составе Минтранса, стало происходить то, что и должно быть в подобных случаях.

Главный орган-регулятор гражданской авиации — Минтранс — оказался не способен по своим компетенциям и знаниям правильно строить работу с ICAO.

«СП»: Почему?

— Видимо, нет желания уделять гражданской авиации должное время и внимание, разделяя его с железными и автомобильными дорогами, морским и речным транспортом, и так далее.

Всё это привело к тому, что оскудел наш аппарат, который занимался в Монреале этим делом. Усилия, которые прилагало МГА, постепенно за годы некомпетентной деятельности обнулил Минтранс.

Мало того, когда началась вся антироссийская заваруха, в 2022 и 2023 годах, Минтранс палец о палец не ударил, чтобы предъявить ICAO какой-либо очевидный аргумент, что СВО и безопасность полетов — это две разные плоскости.

Ведь нас никто не исключал, и даже не собирался, мы просто провалили выборы в органы ICAO.

А сегодня — провалили их вновь. Минтранс теперь больше всех возмущается. А кто виноват? Он сам в этом и виноват. Тем более, что и три года назад, и теперь наши представители не досчитались буквально нескольких голосов.

Для того, чтобы добрать эти голоса, голоса наших союзников по Глобальному Югу, нужно было работать Минтрансу, привлекая к этому МИД и другие структуры, которые занимаются зарубежными делами и взаимодействием. Но такой работы не было, она даже символически не обозначалась.

Только сейчас проснулись. Отреагировали хотя бы. Ну и на том спасибо, может быть, через три года мы к выборам окажемся готовы. А пока что место в авангарде ICAO, которое исторически принадлежало России, занял Казахстан.

Представительница этой страны стала заместителем председателя одного из комитетов первой группы. Вот так, Казахстан перегнал нас…

«СП»: Что нужно делать, чтобы вернуться в руководящие органы ICAO три года спустя?

— Нужно провести новую административную реформу — это всем в авиационной отрасли понятно.

Последний автор прошлой административной реформы (Козак, — «СП») на днях покинул власть. Эта реформа, я же не отрицаю, на определённом этапе имела и свои плюсы. Но то, что произошел перегиб с ликвидацией МГА, тоже очевидно.

Читайте также
Дело Чубайса живет! «Деприватизация» добралась до уральских теплосетей Дело Чубайса живет! «Деприватизация» добралась до уральских теплосетей Трудно понять, по какому принципу Генеральная прокуратура России выбирает субъектов для предъявления требований

И теперь требуется, чтобы, чтобы государство — член ICAO определило орган и конкретное лицо, которое будет отстаивать интересы нашей страны в Международной организации гражданской авиации.

Это не обязательно должно называться министерством, хотя ответственное лицо должно иметь высокий статус министра. Вот когда это произойдёт — мы сможем на что-то надеяться.

«СП»: Мы серьёзно страдаем от отсутствия России в руководстве Международной организации гражданской авиации?

— Давайте посмотрим на последствия. Европа закрыла нам небо, и открывать не собирается пока. Не только Европа, но и некоторые другие страны. На это наложились серьёзные проблемы с нашим самолётостроением, а значит нам требуется обслуживать иностранные лайнеры. Попытка обратиться в ICAO с просьбой смягчить санкции в отношении поставок запчастей для «Боингов» и «Эрбасов» — в целях безопасности — никого результата не дала.

Там не услышали нас.

А чтобы начать возвращение на те позиции, откуда нас будут слышать — в России должен появится единый государственный орган, который станет решать проблемы гражданской авиации и, естественным образом, отвечать за контакты с ICAO.

Последние новости
Цитаты
Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

Вячеслав Мищенко

Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня