«У СР сложная ситуация. По социологии ВЦИОМ она 5-процентный барьер не проходит...»
Дмитрий Солонников
Краткость встречи президента США Дональда Трампа с его китайским коллегой Си Цзиньпином в международном аэропорту Кимхэ в южнокорейском портовом городе Пусан в прошлый четверг, которая продлилась всего 100 минут против ожидаемых Трампом трёх-четырёх часов, стала отрезвляющим напоминанием о том, что недоверие между двумя мировыми державами по-прежнему глубоко. Итоги встречи больше похожи на хрупкое перемирие.
Пекин прекрасно осознаёт, насколько непредсказуема внешняя политика Трампа. Буквально сразу же после экспресс-саммита в Пусане МИД Китая объявил о предстоящем визите премьер-министра России Михаила Мишустина в Пекин для участия в очередной встрече глав правительств Китая и России.
В эти же дни первый вице-премьер России Денис Мантуров возглавил в Пекине межправительственную российско-китайскую комиссию по инвестиционному сотрудничеству. Оба визита высокопоставленных российских чиновников в Китай оказались чрезвычайно плодотворными.
Вторжение в Нигерию: Трамп будет огнем и мечом нести мир туда, где пахнет нефтью
Ради контроля над углеводородами президент США готов рядиться хоть в венок миротворца, хоть в плащ крестоносца
Проще говоря, Россия и Китай завершают формирование нового формата сотрудничества для решения всё более напряжённых отношений с США.
Тем не менее, Трамп всё ещё считает, что между Россией и Китаем возможен если не разрыв, то хотя бы охлаждение. Он написал в Truth Social: «Моя встреча в рамках G2 с председателем Си была важной для обеих наших стран. Эта встреча приведёт к вечному миру и успеху. Да благословит Бог и Китай, и США!»
Но, наряду с гиперболой «G2» о вечном мире, Трамп также объявил в программе Truth Social, что приказал Пентагону подготовиться к возможным военным действиям против Нигерии — ещё одной богатой нефтью страны, подобной Венесуэле, — чтобы уничтожить исламистов, которые якобы нападают на христианское население в этой «опозоренной стране». Может быть, Трамп бредит, просто наивен — или же намеренно занимается софистикой? Сложно сказать.
Трамп риторически оценил свою встречу с Си Цзиньпином на 12 баллов из 10. Однако главный вопрос заключается в том, можно ли ожидать прочного мира, устанавливающего стабильные границы в отношениях Китая и США.
Дипломатический редактор Guardian Патрик Винтур справедливо отметил, что суть проблемы заключается в том, что «стратегические цели Трампа, развязавшего торговую войну, не были четко сформулированы — баланс между защитой традиционного американского производства, ограждением современных высокотехнологичных отраслей, критически важных для национальной безопасности США, наказанием китайской торговой практики или, в более широком смысле, подавлением Китая как конкурентной угрозы, был нарушен.
Постепенно битва переросла из торговой войны в геополитическое испытание сил между двумя мировыми сверхдержавами, испытание, исход которого заставил весь мир ждать".
Китай, безусловно, победил. Его жёсткий подход оправдал себя. Просто приостановив закупки сои и экспорт редкоземельных металлов, Китай добился смягчения американских пошлин и отсрочки усиления экспортного контроля.
На самом деле, это всего лишь рамочное соглашение, которое может быть разрушено в любой момент. По сути, Трамп и Си Цзиньпин договорились восстановить статус-кво, существовавший до этого: Китай отложит на год введение потенциально разрушительных новых ограничений на экспорт редкоземельных металлов, а также возобновит закупки американской сои (что крайне важно для штатов Среднего Запада, где Трамп выступает за MAGA).
Кроме того, Пекин согласился усилить контроль за экспортом прекурсоров, используемых для производства фентанила — синтетического опиоида, спровоцировавшего кризис смертей от передозировки в Северной Америке.
Взамен Трамп согласился вдвое снизить 20% пошлину, доведя средний размер американских пошлин до 45%, а также приостановил действие расширенных ограничений экспортного контроля в отношении тысяч китайских компаний.
С другой стороны, Трамп согласился смягчить условия лицензирования поставок чипов искусственного интеллекта Nvidia в Китай, что стало серьёзным шагом навстречу друг другу. Более того, Nvidia, стоимость которой, по оценкам, превышает ВВП Великобритании, уже ведёт переговоры с Пекином.
Тем временем Китай по-прежнему настаивает на двух ключевых моментах в предложенном китайской компанией ByteDance отчуждении TikTok America: размере сохраняющейся доли ByteDance и контроле над алгоритмом.
Примечательно, что Трамп даже не заикался о Тайване, который в последние годы был предметом споров в американо-китайских переговорах высокого уровня.
Достаточно сказать, что пекинская встреча стала моментом истины для США, осознавших пределы своего влияния и уязвимости. Вашингтон недооценил упорство и устойчивость Китая, а также его успехи в переориентации экспорта, связанного с США, на другие, преимущественно азиатские рынки.
Факты говорят сами за себя. Тенденции показывают, что положительное сальдо торгового баланса Китая, вероятно, будет больше, чем в прошлом году; китайский фондовый рынок вырос на 34% в долларовом выражении.
Финский премьер назначил новое место саммита РФ и США — поближе к пингвинам
Трамп готов вторгаться куда попало, лишь бы его шатдауном не допекали
Напротив, в США инфляция, вызванная введением пошлин, достигла политически неприемлемого уровня в 3%.
Несомненно, Китай продемонстрировал свою силу и показал, что его рынок соевых бобов объёмом 12 миллиардов долларов критически важен для сельскохозяйственных интересов Среднего Запада США и представляет собой потенциально взрывоопасную проблему для Трампа в политическом плане.
Аналогичным образом, Министерство торговли США поступило разумно, внеся в сентябре изменение в правила и добавив, по некоторым данным, около 10 000 китайских компаний в список компаний, подпадающих под санкции Вашингтона.
Пекин принял масштабные ответные меры, расширив сферу экспортного контроля за редкоземельными металлами, что может парализовать высокотехнологичное производство США, включая автомобили, аккумуляторы и военную технику, такую как истребители-невидимки F-35 и перспективные ракеты.
По некоторым данным, министр финансов США Скотт Бессент, ошеломлённый неизбежностью падения, убедил Трампа, что цена конфронтации с Китаем оказалась слишком высокой, и на прошлой неделе принудил обе стороны к спасительному «выводу войск». BBC язвительно заметила: «Китай осознал своё влияние на США и остальной мир. Насколько он готов уступить?»
Примечательно, что Пекин отложил объявление МИД о встрече в Пусане до нескольких часов до ее начала.