Ни американцы, ни европейцы не любят самостоятельных политиков, а Реджеп Тайип Эрдоган, безусловно, политик самостоятельный. На это указывает российский политолог, президент научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгений Сатановский.
«Диктовать что-то Эрдогану ни у кого не получается, да и не получится. И, строго говоря, с Владимиром Путиным у них нормальные отношения именно потому, что в этом они очень похожи. Кстати, Путин и не пытается что-либо диктовать Эрдогану — они находят что-то средневзвешенное между интересами того и другого, даже в самых критических ситуациях. Никто не читает лекции и нотации, как Эрдоган должен управлять Турцией, что такое права человека, или трансгендеров и прочие, прочие вещи, которые раздражают любого нормального лидера нормальной страны в этом мире, независимо от того, это страна Латинской Америки, Африки, Азии, а есть даже Европы — если говорить об Орбане. А кого не раздражают все эти темы — раздражают такие люди, как Эрдоган и Путин», — поясняет политолог, комментируя заявление адъюнкт-профессора Нью-Йоркского университета Эльмиры Байрасли.
Ранее Эльмира Байрасли в эфире телеканала CNN сообщила, что Реджеп Тайип Эрдоган продолжает бороться за свою политическую жизнь. «За последнее десятилетие Эрдоган, которому сейчас 69 лет, не только принял более воинственный и неприятный тон в отношении США и Европы, но и стал более воинственным и сомнительным другом», — сказала она. При этом Байрасли пришла к неожиданному выводу: «Настоящим победителем в результате выборов в Турции может стать [президент РФ Владимир] Путин». По ее мнению, независимо от того, выиграет Эрдоган или проиграет, Анкара вряд ли распутается с Москвой и вернется к Западу.
Впрочем, Евгений Сатановский с адъюнкт-профессором Нью-Йоркского университета не согласен: «Если Эрдоган проиграет, отношения России и Турции изменятся. Мы это видим по вчерашнему удивительному заявлению [главы Республиканской народной партии Турции, единого кандидата от шести оппозиционных турецких партий] Кемаля Кылычдароглу, что Россия якобы вмешивается в выборы в их стране. Более того, он предупреждает, чтобы Россия не вмешивалась. Подождите-подождите — а как мы вмешиваемся? „Русские хакеры“, что ли, опять, как с Трампом было? Или Петров и Боширов туда приехали заставлять турок голосовать за Эрдогана?».
Собеседник «Свободной прессы» обращает внимание, что это заявление Кылычдароглу очень напрягло даже его собственный электорат: «Люди не поняли — а что вдруг кандидат от оппозиции турецкой сотрясает воздух точь-в-точь как это делают политики и журналисты в Америке и Британии? Это про что было? Мы что, теперь часть этого, как называется, нарратива?».
Поэтому президент Института Ближнего Востока убежден, что отношения между Москвой и Анкарой, в случае проигрыша Эрдогана, изменятся.
«Понятно, что стратегически они рухнуть не могут, поскольку иначе Турция вообще обвалится со своей экономикой. У них все-таки энергетика в огромной мере завязана на Россию, да и много чего еще завязано на Россию. Но если к власти приходят люди, у которых своей нет собственной позиции, а есть позиция, которую кто-нибудь продиктовал из Брюсселя, или Вашингтона, так что вы хотите? Впрочем, как именно изменятся, пока говорить сложно: пусть они сначала победят, а потом уже мы посмотрим», — подчеркивает Евгений Сатановский.