В соцсетях и блогосфере развернулись бурные обсуждения интервью, которое некогда известный певец Алексей Лебединский дал украинскому пропагандистскому изданию «Обозреватель». Эмигрировавший в США «борец за свободу» призвал Россию поклониться в ноги Украине и признать свои «преступления» перед ней.
Ну, действительно, России есть в чем каяться перед украинцами и их предками! «Клятые москали» столетиями насильно лезли защищать гордых украинцев, душили их деньгами и вывозили в Москву и Санкт-Петербург лучших сыновей Украины для того, чтобы назначать их себе в руководители…
Если серьезно, то тему «московского ига» украинские националисты активнейшим образом эксплуатируют вот уже около ста лет. Поэтому давайте попробуем разобраться, как именно «агрессоры» гнобили «незалежную».
Для начала нужно понять, что вплоть до XIII века, несмотря на феодальную раздробленность, Древнерусское государство от Северного Причерноморья до Северной Двины представляло собой единое политическое и культурное пространство, центр которого постепенно смещался из Поднепровья на Северо-Восток. Однако монгольское нашествие вбило между Северо-Востоком и Юго-Западом географический клин. Некоторое время центром притяжения юго-западных земель являлись Галицкое и Волынское княжества, находившиеся под властью западной ветви Рюриковичей — Романовичей. Но в XIV столетии их поделили между собой Литва и Польша (причем, к Литве изначально отошла их большая часть).
Некоторое время русскому населению юго-западных княжеств под властью литовцев жилось относительно спокойно — по культурному уровню оно существенно превосходило «титульную нацию». Литва перенимала у покоренных русичей язык, веру, образование и традиции. Но при этом литовцы прекрасно понимали, что московские Рюриковичи рано или поздно могут прийти за наследством своих предков и объединить русский народ снова. Сначала у литовских князей была мысль вернуть юго-западные княжества России, объединившись с Москвой путем заключения династического брака. Однако затем им подвернулась возможность «подружиться» с Польшей за счет брака князя Ягайло с королевой Ядвигой. До поры до времени Литва в рамках союза сохраняла практически полную независимость, но в XVI веке она критически ослабла. Набирающее силу Крымское ханство превратило жизнь подданных Великого княжества Литовского в настоящий ад. От татарских набегов больше всего страдали как раз земли современной Украины: полыхали города и села, многотысячные колонны рабов уходили на юг — на невольничьи рынки ханства.
И вот тут мы сталкиваемся с первым историческим событием, ярко демонстрирующим, каким ужасающим был московский «гнет» по отношению к предкам современных украинцев.
В середине XVI века представитель влиятельного магнатского русско-литовского рода Дмитрий Вишневецкий вплотную занялся вопросом охраны Поднепровья от турецко-татарских набегов. Считается, что именно он основал первую в истории Запорожскую Сечь, став фактически основателем запорожского казачества. Однако в способность Литвы защитить земли Юго-Западной Руси Вишневецкий не верил — литовские власти из политических соображений жертвовали жизнями предков современных украинцев, не желая вступать в противоборство с Турцией и Крымом. Поэтому Дмитрий одно за другим отправлял посольства в Москву с предложениями о создании антиосманской коалиции. А потом и вовсе попросил принять его в российское подданство «со всеми казаками, с Черкассами, Каневом, казацкой украиной на правом побережье Днепра». И перешел таким образом на службу к ненавистному всей либеральной общественности Ивану IV Грозному.
В киевских школьных учебниках на этой важнейшей странице жизни «украинского национального героя» предпочитают акцента не делать. А ведь это именно он первым, еще задолго до Хмельницкого, начал процесс воссоединения «Украины» с Россией. И Иван Грозный из российской казны несколько лет оплачивал оборону будущей Украины от татарских набегов. Однако потом началась Ливонская война, Грозный отвлекся от проблем Поднепровья, а Вишневецкий в свою очередь попытался занять молдавский трон. Дмитрий попал в плен к своим конкурентам и был передан туркам, а те — после жестоких пыток его казнили. После смерти же Ивана IV в России начались сложные времена, и некоторое время заниматься юго-западными землями у Москвы просто не было сил.
В начале XVII века само существование Русского государства из-за Смуты и успешных военно-политических действий Польши оказалось под угрозой. Однако, как мы знаем, патриотический порыв русского народа позволил изгнать оккупантов. Тем не менее, Россия была ослаблена, и десятилетиями предпочитала копить силы, не ввязываясь в военные конфликты.
Тем временем на юго-западных русских землях, переданных Литвой по итогам Люблинской унии в прямое подчинение Варшаве, жизнь стала просто невыносимой. Благородные польские «европейцы» обращались с предками украинцев хуже, чем с животными. Прав у них не было в принципе. Убийства, грабежи, изнасилования считались чем-то само собой разумеющимся. Даже благородное происхождение и успешная служба польскому королю не гарантировали безопасности и сохранения чести. История Богдана Хмельницкого — лучшее тому подтверждение.
Несмотря на звание, должность и военные заслуги, польские шляхтичи спокойно разграбили его именье, избили сына и увезли жену. Когда же Хмельницкий начал добиваться справедливости — его, вместо обидчиков, кинули в тюрьму. Выйдя на свободу, «Хмель» поднял масштабное казацкое восстание, и практически сразу обратился за помощью к Москве. Вопреки популярным киевским мифам о том, что цари «спали и видели», как им захватить бедную Украину, российские власти в бой совсем не рвались — Россия так и не отошла от разорения времен Смуты, поэтому война с Польшей могла стать для нее тяжелым испытанием.
Алексей Михайлович сначала пытался «присовестить» поляков и уговорить их прекратить нарушение казацких прав, но из этого ничего не вышло. Только убедившись в бесплодности переговоров с Варшавой и в связи со все более и более настойчивыми призывами от казаков, Алексей Михайлович, скрипя сердце, согласился удовлетворить просьбу казаков и принять их в свое подданство. После чего Россия вынуждена была вступить с Польшей в кровопролитную и затратную Тринадцатилетнюю войну. Ну просто, душители, мучители и сатрапы, правда?
Казацкая старшина была уравнена в правах с российским дворянством. Ее потомки начали массово занимать высокие посты в царской администрации и армии. Впрочем, даже рядовые казаки имели шанс взлететь до немыслимых высот. Так, Алексей Разумовский, выходец из малоземельной казачьей семьи, был направлен полковником Вишневским на учебу в Придворный хор, и там попал на глаза цесаревне Елизавете Петровне, став ее фаворитом. После того, как Алексей потерял голос, его сделали управляющим имениями цесаревны.
С приходом Елизаветы Петровны к власти Алексей Разумовский стал подполковником лейб-гвардии и обер-егермейстером. А со временем — графом и генерал-фельдмаршалом. По свидетельствам современников, Алексей и Елизавета заключили официальный брак. Разумовский добился серьезных привилегий для населения Украины, а своему брату Кириллу — дал блестящее европейское образование. В дальнейшем Кирилл Разумовский стал гетманом и президентом Российской академии наук (более чем на полвека). Его потомки занимали высочайшие посты в империи и играли важную роль в ее жизни. Получается забавно. В «европейской» Речи Посполитой предков украинцев низводили до уровня животных, а у проклятых «оккупантов» они могли породниться с императорской семьей и практически руководить империей…
В целом, малороссийское лобби в Санкт-Петербурге было мощнейшим. Украинские земли дали огромное количество генералов, администраторов и выдающихся деятелей искусств. Нужно ли напоминать о том, как «икону украинской литературы» Тараса Шевченко российские художники выкупали из крепостничества при участии императорской семьи, за что потом «Кобзарь» писал о царе похабные стишки? Россия помогла обрести мировую известность и таким истинным гениям малороссийского происхождения, как Петр Чайковский, Илья Репин, Николай Гоголь и многим другим. Однако тот факт, что они всю жизнь считали себя исключительно русскими, не дает современным украинским патриотам права ими гордиться…
Впрочем — все это только «цветочки» в истории московских «притеснений» несчастной Украины. «Ягодки» начались уже в ХХ веке. Дело в том, что до конца XIX столетия украинцы даже не подозревали о том, что они, собственно, — украинцы. Историю об «отдельном народе» по большому счету придумали поляки, планировавшие таким образом спровоцировать беспорядки в Поднепровье для ослабления российских тылов во время восстания 1863 года. Восстание провалилось, но идею подхватили австрийцы, которые в мечтах видели всю Украину своим владением. Вена даже профинансировала написания ряда книжек в духе «фолк-хистори», возводивших историю «Украины» напрямую к временам Древнерусского государства. А затем — занялась набором из галицийских русинов «украинских» воинских формирований.
В 1917-ом группа авантюристов сделала ставку на «украинскую идею» для того, чтобы в мутной воде Февральской революции «поймать жирную рыбу» и назначить себя «под шумок» руководителями нового автономного формирования. Для убедительности на свою сторону они привлеки военнопленных из числа бойцов «украинских подразделений» австрийской армии. Кресла под министрами из Временного правительства постоянно шатались, и дабы не множить проблемы, «украинскую автономию» в ограниченном размере признали. А с большевиками представители самопровозглашенной Украинской Народной Республики попытались разговаривать уже с позиции силы, утопив в крови просоветские выступления киевлян.
В начале 1918-го Советы с помощью самих жителей Украины в свою очередь изгнали сторонников УНР. Однако те оказались выгодны германским властям, как фейковые участники мирных переговоров в Бресте. Получив благодаря им право на оккупацию Украины, Берлин от авантюристов и мародеров из УНР сразу же избавился, организовав вместо «республики» гетманат под руководством бывшего царского генерала Павла Скоропадского. Впрочем, все эти авантюры в конечном итоге провалились.
Когда на большей части территорий бывшей Российской империи установилась советская власть, в руководстве большевиков возник спор. Одни видели новое государство — большой и монолитной Советской Россией, другие — свободной федерацией. Ленин поддержал вторых. Так он впервые в истории создал Украину не на бумаге, а в реальной жизни. Причем, дабы «политически несознательное» крестьянство аграрного края не оказалось на Украине в большинстве, Ильич сделал УССР царский подарок — территории бывшего Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства и земель войска Донского. В ходе революции на них были провозглашены Одесская и Донецко-Криворожская республики РФСФР, однако Ленин посчитал, что русские пролетарии смогут «уравновесить» украинское крестьянство. Так территория Украины выросла примерно вдвое.
В 1920-е — 1930-е годы Москва приняла решение сделать аграрную и не особо развитию УССР флагманом советской индустриализации. На Украине появились ДнепроГЭС, Запорожсталь, Криворожсталь, Харьковский тракторный и тысячи других промышленных предприятий, которые строились всем Союзом.
За это, видимо, господин Лебединский также призывает Москву постоять перед Украиной на коленях…
В 1939 году злая Москва подарили Украине Галичину и Волынь, отторгнутые у нее европейскими поляками. А в 1940-ом — вручили Киеву Бессарабию и Буковину, захваченные ранее не менее европейскими румынами.
После войны весь Советский Союз отстраивал пострадавшую Украину. А кроме того, злая Москва в 1945 году презентовала УССР Закарпатье, которое никогда ранее не имело к Киеву никакого отношения.
После смерти Иосифа Сталина большую часть времени всем Советским Союзом руководили либо выходцы с Украины, либо люди с украинским происхождением. Такая вот любопытная «оккупация». Благодаря стараниям союзного центра, к 1991 году Украина входила в десятку наиболее развитых индустриальных держав мира и обладала третьей по мощи армией на планете.
Даже после того, как Киев заявил о «незалежности», его никто не бросил. Пока продвинутые европейцы сбывали на Украину ширпотреб, Российская Федерация инвестировала в нее колоссальные средства, создавая рабочие места и поддерживая наплаву экономику «братской» страны. Только в 2013 году Украина, по данным своего Госстата, получила 4,3 млрд. долларов прямых инвестиций из РФ. Общие же объемы российских прямых и непрямых вложений в экономику «незалежной» с 1991 года эксперты оценивают в 250 млрд. долларов. Наверное, именно в благодарность за это участники Евромайдана прыгали в 2014 году под задорную речевку «хто не скачэ, той москаль», и маршировали, выкрикивая «москалей на ножи».
На самом деле, если кто и должен просить прощения, то это стая «лебединских», подбивавшая украинцев в 2014 году на политические, военные и экономические авантюры, итогом которых стало вымирание народа «незалежной» со скоростью более 200 тыс. человек в год и экстренный отъезд из страны 10 млн. ее обнищавших жителей. Вот только почему-то кажется, что в ответ на такой призыв «лебединские» сделают удивленные глаза и невинным голосом спросят: «А мы тут причем»?
Новости Украины: Порошенко предложил узаконить импичмент президента
Выборы на Украине: «Гауляйтер» Украины определился с президентом «незалежной»