Секретный «Селигер» раскрыл первую тайну гибели «Армении» — русского «Титаника»

Аппарат ГУГИ нашел у берегов Крыма потопленный немцами санитарный транспорт

7670
На фото: советское санитарное судно "Армения", 1941
На фото: советское санитарное судно «Армения», 1941 (Фото: wikimedia)

Полувековой поиск завершен, у побережья Крыма примерно в 18 милях от Ялты, наконец-то, обнаружена легендарная «Армения». Работу сделал глубоководный комплекс «Селигер» Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны РФ. Пожалуй, это одно из самых засекреченных ведомств российских Вооруженных Сил. Однако именно оно поставило точку в изучении истории санитарного теплохода, на борту которого находилось до десяти тысяч человек. Выжили лишь восемь моряков.

Для сравнения, «Титаник» унес с собой в пучину 1500 жертв. В начале 1945 года наши подводники потопили нацистский лайнер «Вильгельм Густлофф» и судно «Гойя», где число погибших достигло 6.900 военных и гражданских лиц. То есть, страшный рекорд принадлежит советскому санитарному теплоходу «Армения». Его последний поход считается самой трагической вехой Черноморского флота и обороны Крыма. Как сообщают источники Минобороны, судно находится на подводной расщелине меньше чем в 30 км от берега. Вроде бы рядом, хотя глубина там 1,5 тысячи метров, и это почти максимум, который достигает Черное море в центральной части, к югу от Ялты.

Предположительное место гибели судна зафиксировано после обследования 300 квадратных километров прибрежной акватории. Приблизительные координаты были определены гидролокаторами «Русской подводно-исследовательской экспедиции» в 2016 году. Следом магнитометр зафиксировал сильную магнитную аномалию. Нынешний 100-процентный результат дал спущенный на дно подводный робот ГУГИ «Селигер». Официальные итоги экспедиции военные обещают опубликовать в мае, Однако уже сейчас ясно, что вопросов остается больше, чем ответов.

Читайте также
Почему атомный эсминец «Лидер» остался в чертежах Почему атомный эсминец «Лидер» остался в чертежах Минобороны отказалось от реализации амбициозного проекта океанского класса

Роберта Дуэйна Балларда называют человеком, который нашел «Титаник». Он первым обнаружил обломки знаменитого британского лайнера на огромной глубине Атлантического океана. Следом Баллард провел сенсационные погружения к немецкому линкору «Бисмарк» и авианосцу «Йорктаун». Оба гигантских корабля погибли во время Второй мировой.

Кадровый военный, Баллард уволился из ВМС США по возрасту, оставив за собой пост директора Института океанографии и океанологии. Появился в Киеве, чтобы договориться о совместных исследованиях в Черном море. Шел 2006 год, главной задачей экспедиции был заявлен поиск «русского Титаника» — санитарного теплохода «Армения».

Находясь на отдыхе в севастопольском Херсонесе, Виктор Ющенко лично одобрил предложение американской стороны. Когда президентская подпись под пятилетним договором о сотрудничестве была получена, Роберт Баллард немедленно остановил поиски Атлантиды у греческого острова Санторин и отправился к берегам Крыма. Причем предложил безвозмездно использовать собственный исследовательский корабль Endeavor-«Стремящийся». И лично взялся за обследование всей глубоководной части Крымского полуострова. Благодарный Ющенко дал соответствующие поручения украинскому правительству, ВМСУ и Национальной академии наук. При Институте археологии создали специальный Департамент подводного наследия. К экспедиции планировали подключиться офицеры научно-исследовательского центра «Государственный океанариум Вооруженных Сил Украины».

Но очень быстро получилось, что незалежная держава оказалась отстранена от основного массива стратегических данных. По сути, штатовские «партнеры» сами тщательно прощупали море от Херсонеса до мыса Меганом на юго-восточном побережье между Феодосией и Судаком.

Публике сообщали о двух сотнях амфор, найденных в остатках византийского судна. Публиковали подводные снимки непонятных металлических конструкций, якобы, броненосца Российской империи «Екатерина II» и эсминца «Дзержинский». Громко рапортовали о паспортизации пассажирского парохода «Ленин», погибшего под Одессой. Хотя отечественные технодайверы уже успели облазить вдоль и поперек этот пароход, лежащий на очень скромной 90-метровой глубине. Увы, свою главную продекларированную цель «Армению» американцы не нашли. Или не захотели найти? Зато получили отличную возможность творить на крымском дне все, что хотят.

По утверждению компетентный источников, именно тогда вокруг полуострова появилась сеть технических средств слежения, выставленных экспедицией Балларда — профессора океанологии и командира управления ВМС США. Ну а вскоре к поискам подключилось океанографическое судно Pathfinder-«Следопыт», непосредственно принадлежащее Центру морских перевозок Соединенных Штатов. Так в черноморское дело прямо и неприкрыто вошли американские военные. Две стоянки в Севастопольской бухте и долгие блуждания у крымских берегов. Официальная причина вояжа — продолжение совместной экспедиции по поиску «Армении». Нетрудно догадаться, но «Следопыт» тоже ничего не нашел, хотя имел супермощную глубоководную аппаратуру и спутниковую навигацию, новейшие гидролокаторы и телеуправляемые роботы.

По мнению многих севастопольцев, на самом деле заокеанский гость выполнял особую миссию, далекую от подводной археологии. Например, с помощью уникальной буксируемой антенной системы проводил гидроакустическую разведку боевой эскадры Черноморского флота. Вряд ли совпадение, но действия американцев у Главной базы ЧФ очень точно совпали с событиями на Кавказе. Речь о «пятидневной войне» 08.08.08.

Читайте также
Претензии по Крыму больше рассматриваться не будут Претензии по Крыму больше рассматриваться не будут МИД РФ снимает с российско-украинской повестки тему полуострова

Катастрофа «Армении» действительно является одной из самых крупных в истории мирового мореплавания…

Вечером 6 ноября 1941 года санитарный теплоход вышел из Севастопольской бухты. На борту находились несколько тысяч раненых, семьи партработников и флотского комсостава. Кроме того, на судно был погружен персонал главного госпиталя Черноморского флота и еще двух десятков военных и гражданских госпиталей. Лучшие врачи и медсестры вместе с оборудованием и медикаментами. До сих пор непонятно, зачем вывозили медиков. Они могли спасти тысячи солдатских жизней, ведь героическая 250-дневная оборона Севастополя только начиналась.

Командовал экипажем капитан II ранга Владимир Яковлевич Плаушевский. Опытный моряк, он рассчитывал на относительно безопасный ночной переход к Кавказскому побережью. Самолеты гитлеровского Люфтваффе еще не имели радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов и могли выходить на морскую цель только при визуальном контакте. Потому «Армении» была безумно дорога каждая минута спасительной темноты. Тем более, по пути требовалось зайти в Ялту, куда бежало от стремительного немецкого наступления партийное руководство Крыма и персонал «Артека».

предоставлено автором
На фото: теплоход "Армения" (Фото: предоставлено автором)

Однако уже на выходе из Севастополя капитан получил секретную радиограмму наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. Приказывалось до захода в Ялту встать на рейд Балаклавы. Выполнение такого приказа означало страшную опасность, но подпись Берии перевесила смертельный риск. Гавань оцепили подразделения НКВД.

Теплоход стоял три часа, пока сами чекисты загружали в трюм множество ящиков и металлических контейнеров. Они же остались как охрана. Что за груз, не знает никто. Золото, драгоценности царской семьи Романовых, античные сокровища, документы спецслужб? Есть несколько версий.

Самая экстравагантная - на этом последнем теплоходе пытались вывезти образцы советского химического оружия. Возможно, в ящиках вместе с архивом НКВД находились драгоценности русской аристократии и участников белого движения, расстрелянных в Крыму. Накануне Великой Отечественной распространились упорные слухи, что подводной экспедиции ЭПРОН все-таки удалось поднять золотые сундуки английского парусника «Черный принц» времен Крымской войны. Парусник вез годовое жалование войск Ее Величества и разбился в зимнем шторме у Балаклавы.

Как бы там ни было, из-за гибельной задержки в порт Ялта прибыли только 7 ноября в 02.00. Погрузка затянулась до рассвета. Паникующие пассажиры забивались на самые низы. Стояли плотными рядами, от машинного отделения до капитанского мостика. На палубе срывались в море — настолько было тесно. Иллюминаторы и двери переборок открыли, чтобы раненные могли хоть как-то дышать. Забитый до отказа теплоход вышел в море ровно в 8.00. Дневной переход ничем не отличался от самоубийства, но немцы уже ворвались в соседний Гурзуф, а германские танки показались в окрестностях Ялты. Отсюда враги могли обстреливать «Армению» прямо в гавани. Зато в открытом море капитан Плаушевский понадеялся каким-то чудом уклониться от воздушных атак. Тем более, санитарное судно получило прикрытие — сторожевые катера и пару истребителей-бипланов И-153 «Чайка».

Первыми цель засекла двойка немецких торпедоносцев «Хейнкель Не-111». Наши истребители считали главной опасностью пикирующие бомбардировщики Ю-87, потому патрулировали высоко и не заметили низко идущие машины. Катера держались впереди и тоже «прозевали» атаку. Перегруженный корабль не смог вовремя уйти на противоторпедный зигзаг. Позже при допросах катерники дали показания, что две торпеды ведущего «Хейнкеля» прошли мимо и взорвались в прибрежных скалах. Второй зашел со стороны берега, на бреющем, стесывая винтами гребни волн. Торпеда попала в носовой отсек, «Армения» затонула буквально за считанные минуты.

Читайте также
«Крымский конфуз»: Эстония внезапно опозорилась перед Украиной «Крымский конфуз»: Эстония внезапно опозорилась перед Украиной В Тарту случайно выпустили правдивую карту Тавриды

Германская сторона до сих пор убеждена, мол, с точки зрения международного права это была «законная» военная цель. Несмотря на отличительные знаки санитарного судна, теплоход имел четыре зенитные установки. Его сопровождали два катера и истребители, пусть даже явно устаревшие бипланы. Кроме раненых и беженцев, на борту находились военнослужащие и чекисты.

Десять тысяч человек — невероятное число погибших на одном корабле. Еще удивительнее факт, что долгое время мало кто знал о самой чудовищной морской катастрофе минувшей войны. Похоже, власти СССР решили, что моральные издержки от разглашения тайны обойдутся слишком дорого. До сих пор считалось, что транспорт затонул на траверзе ялтинского мыса Аю-Даг или в районе Ай-Тодорского маяка.

Лет пятнадцать назад, еще до Балларда, украинские исследователи совершили там ряд погружений на глубоководном обитаемом аппарате «Лангуст». Работали на глубинах от 465 до 540 метров, обследовали очень сложный рельеф ялтинского разлома с подводными каньонами и отвесными стенами-пропастями. Объект обнаружить не смогли. Высказали серьезное опасение, что судно соскользнуло по склону на недостижимую 1500-метровую глубину. Сегодня российские спецы Главного управления глубоководных исследований Минобороны подтвердили это как факт. Никаких других подробностей пока нет.


История: У генералов в годы войны был секретный пистолет

Великая Победа: Один шаг до Победы

Новости СМИ2
Новости Лентаинформ
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Последние новости
Цитаты
Леонид Хазанов

Эксперт-экономист

Леонид Калашников

Политик, депутат Госдумы РФ

Алексей Сахнин

Координатор «Левого фронта»

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости НСН
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня