Памятник гарнизону крепости Святого Духа в Адлере возмутил черкесскую общественность Сочинского района, республик Северного Кавказа и примкнувших к ней обитателей Израиля и Чехии. Они сурово потребовали снести его.
После чего приступить к ликвидации других монументов «искажающих историческую действительность и сеющих межнациональную рознь». Например, императрицы Екатерине II, её правнука, императора Александру II, генералиссимуса Александру Суворову и прочих «истинных виновников трагедии».
Черкесская диаспора Сочи составляет 1,2% от его населения, но её голос оказался чрезвычайно весом. Простоявший едва неделю памятник снесли по приказу мэрии. Инициаторы в лице депутатов горсовета, священников Свято-Троицкой церкви, сотрудников адлерского исторического музея и примкнувших к ним активистов Российского военно-исторического общества во главе с бывшим министром культуры Владимиром Мединским смиренно помалкивают.
Депутат Госдумы от Сочи, «единоросс» Константин Затулин срочно отрапортовал, что бронзовая крепость установлена без его ведома и в неправильном месте. Вступилась было «Комсомольская правда», которая сравнила конфликт в Адлере с погромами монументов в США. Но газете посоветовали не разжигать, и статья с её сайта исчезла.
Может в решении администрации Сочи есть сермяжная правда? И представителям многонационального российского народа не стоит расковыривать раны прошлых столетий столь сомнительными и провокационными памятниками? Однако в таком случае Екатериной II и Суворовым зачистка не должна ограничиваться.
Например, можно вспомнить, что 17 сентября 2013 года глава Чечни Рамзан Кадыров торжественно открыл памятник героиням Кавказской войны в Гудермесском районе. Он же объявил каждое третье воскресенье сентября Днём чеченской женщины.
«В ознаменование подвига 46 чеченских девушек, которые во главе с Дадин Айбикой 15 сентября 1819 года после того, как село Дади-Юрт было полностью разрушено и сожжено войсками генерала Ермолова… не захотели, чтобы их касались руки тех, кто повинен в убийстве отцов, матерей, братьев, сестёр, повинен в сожжении родного села, и они бросились в реку».
Уважаемый Рамзан Ахматович слегка присочинил. Ермолов и вправду взял Дади-Юрт, жители которого по данным британского кавказоведа Джона Баделли «промышляли разбоем, но столь умело заметали следы своих грязных дел, что очень редко удавалось доказать их вину». Женщины аула действительно отважно сражались вместе с мужчинами и многие из них погибли в бою.
Однако массовое бросание в реку девственниц, не желающих попасть в руки поганых гяуров, чистейшей воды вымысел, не подтверждённый ни единым документом. Недаром известный краевед Адам Сулейманов в «Топономии Чечни», рассказывая, что «пленниц везли на пароме на левый берег Терека „на потеху“ офицерам», осторожно уточняет «по преданию». При Кадырове предание превращается в исторический факт, увековеченный в бронзе.
Имеет ли право группа озабоченной русской общественности счесть лживый памятник оскорблением и потребовать его снести? Имеет, если желает рискнуть здоровьем. Депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Журавлёв заикнулся насчёт законности действий Кадырова, после чего у него случилась драка с двоюродным братом главы Чечни, депутатом Госдумы от «Единой России» Адамом Делимхановым. Пострадавшие сгоряча собрались жаловаться в полицию, но потом поняли, что в стране, где некоторые нации равнее других, это бесполезно.
Депутат Затулин, судя по его заявлению, тоже всё понял.
Ну, а поскольку статус более равных наций определяется, прежде всего, размером неприятностей, которые они могут доставить Кремлю, мемориалу девственниц Кадырова ничего не угрожает.