Продолжим наш разговор о событиях 1905 года. «Кровавое воскресенье» 9 января вовсе не стало концом народных волнений, Россия бурлила. И, как мы уже писали, самодержавная власть в те месяцы висела на волоске. Тут волей-неволей задашься вопросом — если бы Николай II всё-таки сбежал, что было бы потом?
Многое чего было бы, а главное — много могло бы и не быть, в том числе и Первой, и Второй мировых войн. Впрочем, обо всем по порядку.
20 октября 1905 года Николай II записал в дневнике: «Морской агент Гинце прибыл с двумя герман. миноносцами из Мемеля с почтой посольства».
21 октября: «Принял обоих командиров немецких миноносцев».
23 октября: «Прибыла вторая пара германских миноносцев; оба командира представлялись после завтрака».
Пауль Гинце — морской агент (атташе) Германии с 1903 года. А зачем четырём (!) германским миноносцам привозить почту? Когда с этим и до, и после прекрасно справлялись специальные германские почтовые суда. Нет, не за почтой прибыли миноносцы, а за самим императором.
12 октября 1905 года забастовали рабочие и служащие Казанской железной дороги. Через два дня были парализованы все железные дороги и телеграф европейской части России. Всего бастовало по стране 2 миллиона рабочих и служащих.
Обычно Николай II проводил осень в Крыму в Ливадии, но в 1905 году ему было не до тёплого моря. Царь безвылазно сидел на Нижней даче в Петергофе в 50 метрах от холодных вод Финского залива.
Поскольку железная дорога не работала, к царю ездили только морем на «конвоирах царских яхт» — «Дозорном» и «Разведчике». Телеграф не работал, потому в Петергофском парке развернули мощную армейскую радиостанцию.
С третьего этажа Нижний дачи хорошо видны форты Кронштадта, а там назревал бунт. Через две недели там начнётся большое восстание. Одно радовало. У пирса в 100 метрах от дачи стояли германские миноносцы, а западнее Толбухина маяка — германские крейсера.
17 октября Николай II подписал знаменитый манифест и в тот же день отдал приказ о переводе денег через германский банк Мендельсона в Германский Имперский банк на счета своих дочерей с тем, чтобы и родители могли ими воспользоваться.
Деньги переводились в двух самых надёжных в мире валютах — фунтах стерлингов и германских марках. С 14 по 21 ноября 1905 года в Германский Имперский банк на четверых царских дочерей поступило 462 936 фунтов стерлингов и 4 287 100 германских марок. Кроме того, были открыты ещё и другие счета.
А что если? Кто тогда? Большевики? В октябре 1905 года они были слишком слабы, да и вообще не было такой партии, а лишь фракция в составе РСДРП. Ленина и Троцкого в стране почти никто не знал, как и лидера меньшевиков Мартова. А главное, не было войны с Германией и миллионов солдат, которые до смерти хотели вернуться домой.
Эсеры были немного сильнее большевиков, но их программы путанные, отсутствовали харизматические лидеры. Представим себе, что президентом России стал бы глава боевой организации эсеров Евно Азеф…
В октябре 1905 года с вероятностью 95% Россия стала бы конституционной монархией. Это устроило бы и буржуазию, и военных, да и большинство крестьян. Конституция предусмотрела бы широкий круг политических, экономических и личных свобод граждан (в первую очередь свобод семейных).
Главная проблема — кому стать конституционным монархом? Согласно закону о престолонаследии, при бегстве Николая II и цесаревича Алексея императором становился его брат Михаил.
Увы, Михаил был не семи пядей во лбу, и на большее, чем должность командира эскадрона кирасир не годился. Кстати, к 1907 году он до этой должности дослужился. А потом драпанул за границу после очередного скандального романа.
Следующим по закону о престолонаследии был 58-летний Владимир Александрович — старший дядя Николая II. Именно он, будучи командующим гвардии, отдал приказ о расстреле рабочих 9 января 1905 года. Это ему никто никогда не простил.
Кроме того, Владимир Александрович поддержал своего старшего сына Кирилла, вступившего в брак со своей двоюродной сестрой Викторией Мелитой. За это Владимир лишился должности командующего гвардией в пользу великого князя Николая Николаевича, а Кирилл — прав на престол.
Сам Николай Николаевич был холост, зато имел кучу внебрачных детей, в том числе от купчихи Бурениной.
Генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович тоже не был женат и тоже имел внебрачных детей, да еще погряз в коррупции. Его любовнице балерине Элизе Балетте у 1905 году публика, не стесняясь, кричала в театре: «На твоих бриллиантах кровь наших матросов!» Окончательно крест на карьер генерал-адмирала поставила Цусима. В историю он вошел под прозвищем «великий князь Цусимский».
Единственным достойным кандидатом среди августейшего семейства был великий князь Александр Михайлович, внук императора Николая I.
Утром 18 мая 1896 года на Ходынском поле произошла страшная давка. Погибло 1282 человека. Днём Николай II поехал смотреть трупы, а вечером на балу во французском посольстве пустился в пляс. Четверо князей Михайловичей, включая Александра, демонстративно покинули бал.
В 1899 году, за 5 лет до англичан, Александр Михайлович предложил проект дредноута.
В следующем году в ходе штабной военной игры капитан 1 ранга Александр Романов, играя за японцев, наголову разгромил русский флот.
В 1903 году Александр Михайлович предложил проект глубоководного (9,1 метра глубиной) канала Рига — Херсон. Крупные морские суда стали бы свободно проходить из Чёрного моря в Балтийское. Бобруйск, Киев и Екатеринослав должны стать крупными морскими портами. Проект включал в себя строительство электростанции и шлюзов для прохода судов у Днепровских порогов. Через двадцать с небольшим лет большевики частично реализуют идею и построят на этом месте Днепрогэс.
В 1909 году Александр Михайлович уговорил царя потратить 2 миллиона рублей на строительство воздушного флота. По его указанию впервые в России были построены две военные авиационные школы — в Гатчине и Каче.
До октября 1917 года вся Россия называла Александра Михайловича «отцом русской авиации». Однако в дальнейшем подыскали авиации другого отца — профессора Жуковского.
С династической точки зрения Александр Михайлович был самой подходящей фигурой среди всех великих князей. В 1894 году он вступил в брак с великой княжной Ксенией, дочерью императора Александра III, родной сестрой Николая II.
К 1905 году у них родилось пятеро сыновей — высоких, красивых долгожителей (проживших от 70 до 84 лет). В их жилах текло куда больше крови Романовых, чем у цесаревича Алексея.
Кстати, сейчас правнук Александра Михайловича Ростислав Ростиславович Романов (третий Ростислав Ростиславович в роду) — Президент Объединения членов рода Романовых.
Его 13-летний сын тоже носит имя Ростислав. Первый Ростислав, сын Александра Михайловича, получил это имя в честь броненосца «Ростислав», которым командовал его отец.
Если бы Александр Михайлович взошёл на престол и начал реформы, ему не потребовалось бы подымать Россию на дыбы, подобно Петру Великому. Главную проблему — помещичье землевладение — можно было ликвидировать, просто лишив помещиков государственных дотаций. К 1905 году помещики задолжали банкам 500 миллионов золотых рублей (в основном созданному государством Дворянскому банку).
Без госсубсидий дядюшка-капитализм за 5 лет вымел бы 95% дворян из их усадеб. А в случае немедленного взыскания долгов почти все дворяне вынуждены были сразу отдать свои имения.
Введение магазинных винтовок, пулемётов и скорострельных полевых пушек на 30 лет исключило блицкриг в европейских войнах и резко повысило значение крепостей. Николай I и Александр II построили три линии крепостей на западной границе. Эти крепости были признаны лучшими в мире даже западными специалистами.
Александру Михайловичу нужно было послушаться российских фортификаторов и соединить все эти крепости укреплёнными районами, а также модернизировать крепостную артиллерию. В этом случае Россия на 30 лет гарантированно была бы защищена с запада.
Александр Михайлович служил на Чёрном море, и ему никогда не пришла бы в голову бредовая идея завести вторую резиденцию в Константинополе. Поэтому Первой мировой войны не было бы или она шла бы исключительно на Западном фронте.
Устранение сословий, которые было проведено в 1917 году без всяких проблем, тоже прошло бы достаточно легко, поскольку и к 1905 году подавляющее большинство населения требовало этого.
Перевод Александром Михайловичем «мёртвых» языков (латинского и греческого) и закона божьего из обязательных уроков в факультатив сделало бы его кумиром всех гимназистов.
Судебные реформы? Да, Александр II ввёл отличный суд присяжных. Его нужно было просто распространить на все остальные дела. Военный суд должен был заниматься исключительно военнослужащими. Церковный суд и монастырские тюрьмы упразднить. Лишить губернаторов права внесудебной административной высылки. И всего-то дел!
Но главное — снять тысячи административных пут, связывающих хозяйственную инициативу населения. Простой пример. Крестьяне решили построить церковь. Вопрос об этом решал сам император.
Восшествие Александра Михайловича на престол кардинально изменило бы не только историю России, но и историю всего человечества.
Но, увы, увы… Николай II не сбежал в Германию. Его ждал подвал в доме купца Ипатьева.