Взрывы бытового газа в многоквартирных жилых домах случаются в России, увы, с пугающей периодичностью. Один из самых резонансных, как известно, произошел в Рязани 23 октября и унес жизни семерых человек.
По какой причине случилась данная трагедия, пока достоверно неизвестно. Основной версией является утечка ресурса. Возможно, она произошла из-за того, что в доме не была надлежащим образом налажена система теплоснабжения (и жители вынуждены были начать самостоятельную установку автономных нагревателей). Рассматривалась также и версия, по которой взрыв стал итогом конфликта между жильцами «достаточно неблагополучной» (по словам губернатора области Олега Ковалева) квартиры.
Вероятно, именно этот печальный случай заставил чиновников заняться проблемой содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО и ВКГО, соответственно), что называется, вплотную. В первый день ноября пресс-служба Министерства строительства и ЖКХ открыла доступ представителям СМИ к проекту приказа Минстроя России «Об утверждении Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд». Предполагается, что в течение максимум 10 дней с момента его подписания документ должен быть направлен в Министерство юстиции на государственную регистрацию.
Дело, безусловно, нужное и полезное.
Однако, памятуя о том, как причудливо могут искажаться в инструкциях даже самые благородные намерения, мы решили провести эксперимент и дали ознакомиться с текстом данного документа нескольким рядовым гражданам в некоторых отдаленных населенных пунктов Московской и Рязанской областей. Многое ими было понято и принято, но к некоторым положениям документа возникли вопросы, а отдельные пункты были восприняты с изрядной долей скептицизма.
Так, документ предписывает управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилкооперативам и иным юридическим лицам, на которых лежит ответственность за безопасное использование и содержание газового оборудования, в установленные сроки проверять состояние дымовых и вентканалов, а также каждые 10 дней под запись в журналах проверять подвалы домов на загазованность.
«До нашего села с пятью пятиэтажками из райцентра, где находится офис управляющей компании, ехать минут 20−30, если погода хорошая, — говорит Анатолий Столяров из восточного Подмосковья. — Я лично не уверен, что каждые 10 дней к нам будет кто-то постоянно приезжать, чтобы полазить по подвалам. Нет, несколько раз, может, и приедут, пока свежо все. А потом просто начнут переписывать одно и то же из разряда „все в норме“. Да и с проверкой вентиляции будет, скорее всего, все то же самое, что и раньше. Постучит с утра товарищ в дверь, спросит — все в порядке? Ответят да, распишутся, и до свидания. При этом в квартиру никто проходить и реально проверять ничего не будет. А половина народа даже и не знает, в порядке ли у них на самом-то деле вентиляция, или нет. А если, не дай бог, бахнет, крайним, поди, жильцов сделают».
Юрлица, по инструкции, должны будут предупреждать жильцов квартир с газовыми проточными водонагревателями о плановых отключениях воды и снижении давления в трубах как минимум за 10 дней.
«Ой, да у нас и за день-то если предупреждают о чем-то, уже счастье, — делится пенсионерка Анна Владимировна из-под Рязани. — А то с утра налепят где-нибудь в углу подъездной двери бумажку от руки, и все. А за десять дней? Ну не знаю. Вряд ли что-то изменится сейчас. Наказывать-то как нерадивых — неизвестно».
Также инструкция предполагает, что граждане обязаны будут незамедлительно сообщать аварийно-спасательным и экстренным службам о наличии запаха газа в помещениях, подъездах, во дворах и даже на улицах, попутно принимая меры к удалению людей из опасного места и недопущению появления открытого огня или искр.
«Не знаю, как будет обстоять дело с реакцией аварийщиков на сообщения о загазованности, — рассуждает житель Шатурской области Николай Спиридонов, — Но когда шесть лет назад в Московской области горели торфяники и в огне гибли целые деревни, тоже население призывали сигнализировать о возгораниях. Тогда я лично звонил однажды глубокой ночью аварийному диспетчеру, чтобы сообщить о пале травы рядом с нашим поселком. И мне ответили — да это ж трава, погорит и перестанет, тем более „туда еще днем выезжали, все погасили“. А то, что до домов, в которых спали люди, оставалось несколько метров, никого не волновало».
Кроме того, «минстроевская» инструкция прямо запрещает использовать внутриквартирное газоиспользующее оборудование в том случае, если состояние строительных конструкций жилого здания признано аварийным, а также если в вентиляционных каналах отсутствует тяга. «Получается, что если наш дом когда-нибудь признают аварийным, то разжечь плиту, чтобы вскипятить чайник, будет нельзя? — недоумевает коломенский пенсионер Иван Сазонов. — А до этого момента каждый раз свечку к вентиляционной решетке подносить, чтобы убедиться, что тяга есть?»
И все же, как показывает ситуация, даже при наличии некоторых «узких мест», подобный документ крайне необходим: утром 6 ноября бытовой газ рванул в очередной раз, теперь уже в Иваново (и вновь в квартире, где, по утверждению руководителя региональной пресс-службы МВД Владислава Радостина, проживали асоциальные элементы). На этот раз погибло 6 человек (в том числе и четырехлетний ребенок). Глава МЧС Владимир Степанов по поручению Владимира Путина в тот же день распорядился проверить состояние газового оборудования во всех домах России в течение одного месяца. Ее результаты, равно как и действия ответственных лиц в рамках вышеуказанной инструкции, «СП» постарается осветить в своих дальнейших материалах.