Почему чиновники вдруг захотели понизить температуру горячей воды? Насколько это предложение укладывается в санитарно-эпидемиологические реалии? Приведет, наконец, все это действительно к реальной экономии средств, или перед нами всего лишь очередной способ заработать на беднеющих россиянах?
Когда в начале ноября Роспотребнадзор предложил с марта следующего года разрешить греть воду всего лишь до 50 градусов вместо прописанных в санитарных нормах нынешних 60, под это решение различными ведомствами подводились различные основания. Вначале было заявлено, что такая мера просто поможет коммунальным предприятиям страны оптимизировать расходы (читай — сэкономить) на горячее водоснабжение. Но тут же возник вопрос — а как же тогда расценивать грядущее повышение тарифов ЖКХ, и нужно ли оно вообще? Поэтому очень скоро появилась новая версия: дескать, новая норма будет выгодна и рядовым гражданам, ведь они будут платить меньше. Однако после рассуждений о том, что в этом случае банальное увеличение расхода воды сведет всю экономию к нулю, на свет появилась новое оправдание. Его озвучил в интервью представителям СМИ замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.
В частности, чиновник заявил, что новация продиктована в первую очередь заботой о состоянии внутридомовых инженерных сетей. Если постоянно подавать в трубы (особенно полипропиленовые, устанавливаемые в большинстве современных домов) воду, нагретую точно по действующим нормативам, отметил он, то коммуникации просто-напросто «свернутся», поскольку такой температурный режим долго выдерживать не способны. Так что следовать требованиям, которые приводят к порче общедомового имущества (нашего с вами имущества, отдельно подчеркнул Чибис), не стоит. При этом тот факт, что производители водопроводных труб гарантируют срок службы своих изделий в течение 50 лет при температуре воды в 75 градусов (максимум по пока еще действующему СанПиНу), во внимание принят не был.
Что же на самом деле скрывается за намерением «понизить градус»?
Исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает, что это, прежде всего, результат лоббистских усилий теплоснабжающих компаний, которые давно этого добивались и сейчас, судя по всему, получат желаемое. Ведь для них это на самом деле означает колоссальную экономию средств.
«СП»: — А для граждан?
— Для граждан это, увы, не очевидно. Потому что все последние действия, предпринимаемые в этой сфере, наглядно свидетельствуют о том, что происходят попытки так или иначе обойти установленные на федеральном уровне ограничения на рост коммунальных тарифов. Нечто подобное происходит, в частности, с повышающими коэффициентами при расчете платежей для тех граждан, которые не установили у себя дома приборы учета. Декларировалось, что полученные таким образом средства пойдут на модернизацию сетей, а на самом деле они оседают в чьих-то карманах, то есть по факту становятся просто дополнительным источником дохода.
«СП»: — Но вот Андрей Чибис заявил, что там, где в формулах расчета платежей были заложены эти самые 60 градусов, все будет исправлено. Значит, вслед за снижением градуса произойдет и снижение стоимости ресурса для конечных потребителей?
— Я думаю, на самом деле, что очень часто будут совершаться попытки как минимум сохранить размеры платежей на уже существующем уровне. Под разными предлогами, необходимостью той же модернизации, например. Однозначно это выгодно прежде всего ресурсникам. Хотя сказать, что всем без исключения гражданам будет хуже, я не могу. Допускаю, что кое-где они действительно выиграют от этого.
«СП»: — Все тот же Андрей Чибис заявил журналистам, что во многих регионах страны нагревать воду до положенных 60 градусов было очень опасно. Поэтому по факту почти везде в стране вода доводилась максимум только до 50 градусов. То есть, получается, открыто признал факт недогрева. Но если так делается сейчас, когда нормы требуют 60, не возникнет ли соблазн у тепловиков не доводить воду и до предлагаемых пятидесяти? Что, если они скажут себе — а давайте-ка греть до 40 или до 35?
— У самих ресурсников, может, и не возникнет такого искушения, но на практике у нас в России есть многоквартирные дома, в которых насосная система работает не так, как следовало бы, недостаточно хорошо, так что до верхних этажей вода доходит уже совсем не с той температурой и напором. Следовательно, если эту понижающую норму примут, то условия будут, конечно, еще хуже, чем сейчас.
«СП»: — Кстати, существующее требование нагревать воду до 60 градусов продиктовано соображениями эпидемиологической безопасности. Только при такой температуре, утверждают представители СЭС, погибают вредные и опасные для человека бактерии. Как быть с этим?
— Я бы не стала однозначно утверждать, что будет хуже. С одной стороны, никаких серьезных медицинских аргументов в защиту того, что это будет безопасно, я не вижу. Но, с другой стороны, как выясняется, у нас довольно часто случается недогрев воды, однако массовых эпидемий все же не происходит.
Но вообще, считает Светлана Разворотнева, проблема на самом деле лежит совершенно в другой плоскости. Обсуждать надо не то, на сколько градусов подогревать или не подогревать воду, а то, как реализовать механизм начисления платежей, чтобы граждане не отдали лишнего.
Потому что по большому счету, развивает мысль эксперт, для людей не критично, что у них из крана пойдет пятидесятиградусная вода, все равно, чтобы полежать в ванной, они будут ее разбавлять холодной, просто теперь чуть меньше.
— Главное для них, — рассуждает она, — точно знать ее температуру, напор и объем. А решить эту проблему можно, предположим, тотальным «оприбориванием» наших домов и квартир. Причем это должны быть однотипные аппараты, скорее всего, с возможностью дистанционного считывания данных, чтобы не возникало никаких «зазоров» в передаче показаний. И если в этом отношении будет все прозрачно, то никаких вопросов, смею предположить, не возникнет и ничего страшного не произойдет. Но у нас административными способами пытаются регулировать либо объем ресурса, либо его температуру, либо какой-то иной его параметр. А граждане, на минуточку, не имеют возможности это все проконтролировать. Именно поэтому они фактически вынуждены переплачивать за у услугу, которую в реальности и не потребили.
Справка «СП»
Как рассказал журналистам бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, требование доведения горячей воды до температуры в 60 градусов было вызвано случаем массового заражения легионеллезом, произошедшим в Свердловской области в 1986 году. Но тогда, заверил Онищенко, причиной стало нарушение технологии забора ресурса из источника и нарушения в его подаче населению. Если применять технологии, исключающие такой вариант развития событий, то нормативы нагрева понизить можно, считает он.
Между тем, первый заместитель председателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной Палаты РФ Артем Кирьянов в июле заявил о том, что в настоящее время существует очень серьезная проблема качества питьевой воды непосредственно в самих источниках водоснабжения. То есть поставляемый ресурс уже изначально может не в полной мере соответствует требованиям действующих СанПиНов. Наглядной иллюстрацией такому утверждению может служить недавняя вспышка отравления питьевой водой в Махачкале (более 800 пострадавших). Главные причины трагедии, по словам экспертов, крылись в обильных природных осадках и ненадлежащем состоянии канализационных систем.