30 мая в ходе первичного размещения акций на СПБ Бирже ГК «Элемент» привлекла 15 миллиардов рублей, проведя таким образом крупнейшее IPO в РФ за последние годы. Несмотря на текущие «медвежьи» настроения (распродажу ценных бумаг), бумаги эмитента размещены по цене 223,6 рубля за лот (1 000 акций). Также планируется вторичный листинг на Мосбирже, что рассматривается экспертами как важный драйвер для привлечения новых инвесторов.
Это событие уникально, тем не менее, по другой причине. Дело в том, что свои акции разместила Группа компаний, которую с легкой руки журналистов стали называть «русской Nvidia». Она является, пожалуй, самым известным производителем микроэлектроники в РФ и, по самым разным оценкам, занимает около половины национального рынка IT-продукции.
Издание Forbes, со ссылкой на российский источник, пишет, что «Элемент» рассчитывает на капитализацию в размере 100−150 млрд рублей ($ 1−1,5 млрд) и планирует привлечь 10−15 млрд рублей для собственной инвестиционной программы.
Особо отмечается, что сейчас отставание российских технологий оценивается, в том числе западными экспертами, в 10−15 лет от мирового уровня. На профессиональных чатах электронщиков и программистов в тоже время можно прочесть любопытные спичи. Оказывается, если судить по оцифровке нашей экономики, то имеющиеся достижения вписываются в техпроцессы 22 нм и соответствуют уровню технологии, достигнутому Западом к 2012 году.
Гуляющие в Сети данные о технологических компетенциях российских чипмейкеров показывают куда более скромные достижения — 90−65 нм в производстве, и 22 нм — в разработках. То есть ГК «Элемент», если бы имела доступ к зарубежным чипмейкерам, могла бы заказывать чипы по своим проектам на уровне процессоров Intel Core i7 и Intel Core i5, поставки которых начались в 2013 году. Речь идет о плотности 16,5 миллионов транзисторов на квадратный миллиметр пластины.
С точки зрения мировой конкуренции, многие заявили бы об однозначно проигрышной позиции, поскольку тайваньские так называемые «литейные» фабрики уже выпускают чипы по техпроцессу 3 нм. Однако, к примеру, американцы уперлись в 14 нм и глубже идти не могут уже лет пять.
Кстати, сейчас янки выделили порядка $ 55 млрд, чтобы построить на своей территории аналог TSMC, чья штаб-квартира находится в Синьчжу (Тайвань). И не факт, что у них получится, хотя это уже другая история.
Если же говорить о государственном суверенитете России, то достижение уровня 28 нм в отечественном производстве чипов является необходимым и в принципе достаточным условием технологической самодостаточности. Причем уже сегодня многие запросы нашей экономики в микроэлектронике удовлетворяются внутри страны.
Как справедливо отмечает Александр Абрамян, руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами УК «Альфа-Капитал», «Элемент» производит чипы и микроэлектронику для различных отраслей: от бытовых приборов и транспортных и банковских карт до медтеха, электротранспорта, систем спутниковой связи и телекоммуникаций. Буквально все, чем мы с вами пользуемся, работает благодаря «Элементу».
На сайте компании вкратце перечисляется выпускаемая номенклатура, и она впрямь впечатляет.
Так, продукция «Элемента» используется в банковских, SIM и транспортных картах, проектах развития и управления городской инфраструктурой, системах связи и спутниковой навигации, а также элементах управления на транспорте и других областях.
Из-за санкций спрос на продукцию ГК «Элемент» внутри страны просто огромный, что в свою очередь требует дополнительных денег на разработку новых проектов и чипов. По понятным причинам, передовые технологические компетенции засекречены, разве что в Ютубе периодически всплывают любопытные моменты.
Например, российские процессоры, изготовленные на фабриках TSMC по техпроцессу 28 нм еще до американского запрета, продолжают поступать в производство плат, несмотря на то, что их запасы должны были закончиться давным-давно.
Более того, российское экспертное сообщество допускает, что прямо сейчас, если возникнет острая необходимость, наша промышленность сможет выпускать смартфоны, скажем так, соответствующие четвертой модели «Айфона». Это, безусловно, не четырнадцатая версия IT-бестселлера, однако, россияне без мобильной связи и интернета не останутся даже в условиях тотальных ограничений.
По всей видимости, именно поэтому США сквозь пальцы смотрят на параллельный импорт западной микроэлектроники. Для американцев критически важно сохранить поставки своей продукции, которая может и, скорее всего, имеет так называемые шпионские «закладки» в чипах.
Добавим, что ситуация в нашей микроэлектронике покрыта «туманом информационной войны» и используется, например, жовто-блакитной «ципсотой» на все сто процентов. Любые новости о том, что «безунитазная Рашка» выпускает чипы и современную электронику, бьют по «кастрюле» щирых громадян даже сильнее, чем грустные сводки с фронтов или сообщения о прилетах русских ракет по энергетике незалежной.
Но это только начало. Брокеры с нетерпением ждут IPO «Элемента», считая, что «группа компаний интересна с точки зрения кратного роста на горизонте ближайших пары-тройки лет», тем более учитывая беспрецедентную, хоть и запоздалую на десятилетия, поддержку государства.
Вопрос только в том, понесет ли наказание за вредительство Чубайс, который целенаправленно дурил наши власти обещалками прорыва в микроэлектронике и при этом саботировал развитие отрасли в интересах наших врагов.