Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Русское авиационное ноу-хау: Частичное импортозамещение для «Боингов» и «Эрбасов»

Планы поставок российских самолетов пересматривают уже не первый раз, хотя все сроки давно прошли

8455
Русское авиационное ноу-хау: Частичное импортозамещение для «Боингов» и «Эрбасов»
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Материал комментируют:

Об авиаинцидентах мы узнаем в последнее время часто. То самолет выкатился за пределы полосы, то не смог взлететь из-за поломки, то экстренно приземлился в Самаре, то помпаж двигателя случился. Были и совсем пугающие случаи — у Boeing 737 Max произошла разгерметизация, к счастью никто из пассажиров не пострадал.

За последние 2 дня — сразу два авиапроисшествия в России. Совершивший жесткую посадку в Татарстане легкомоторный самолет Cessna-172 загорелся. Погибли двое взрослых и ребенок, еще один человек пострадал. СК России проводит проверку по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

А в аэропорту «Пулково» наземные службы вывели из строя Superjet авиакомпании «Россия». Борт Superjet 100 с 87-ю пассажирами готовился к выполнению рейса в Самару. После посадки пассажиров оператор повредил телетрапом деталь верхней кромки двери. Технический персонал пришел к выводу, что повреждения выходят за пределы эксплуатационного допуска. Самолет отстранили от полетов. А пассажиры с двухчасовой задержкой улетели на резервном воздушном судне.

Читайте также
«Мутная» Волга очень подводит Путина. Цена вопроса - 127 млрд «Мутная» Волга очень подводит Путина. Цена вопроса — 127 млрд На потраченные впустую деньги на очистку реки давно можно было бы выкопать параллельный канал

«Суперджетам» в России в последнее время вообще не везет.

«Аэрофлот» принял решение отказаться от закупки самолетов SJ-100 (импортозамещенная версия) в пользу МС-21. Об этом сообщил глава Минпромторга Антон Алиханов.

Причина в том, что Россия остро нуждается в собственных самолетах, а с МС-21 все как-то более определенно. По соглашению, подписанному в 2022 году между «Аэрофлотом» и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», для авиакомпании до 2030 года должны были построить и поставить 339 самолетов: 210 среднемагистральных МС-21 и 40 Ту-214, а также 89 SJ-100. Однако в июне гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил: руководство перевозчика обсуждает пересмотр документа, в заказе предлагается оставить только 339 МС-21.

Планы поставок российских самолетов пересматривают уже не первый раз, хотя все сроки закреплены в комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 года. Но в мае сроки выхода на рынок большинства лайнеров были сдвинуты на несколько лет вперед: МС-21 ожидается теперь в 2025 году вместо 2024-го, а SJ-100 — в 2026-м.

Какая судьба ждет теперь в России Superjet 100 в России и в чем преимущество самолета МС-21? С таким вопросом мы обратились к заслуженному пилоту СССР, председателю Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олегу Смирнову.

— Superjet 100 сильно подвел «Аэрофлот». Авиакомпания подписала соглашения на десяток Sj-100, которые были на 100% российского производства. Дело в том, что в иностранных Sj часто подводил французский двигатель. Под закупку этих Superjet рассчитали необходимое количество перевозок, набрали пилотов, инженеров, техников… И вдруг Минпромторг сдвигает график поставок Superjet 100 вправо. То есть все усилия и все затраты — напрасны.

С другой стороны, Минпромторг давал гарантии, что самолет МС-21 будет выпущен раньше. Но и тут облом: выясняется, что МС-21, выпуск которого все ждали в 2024 году, теперь переносится на 2025-й. А SJ-100, к слову, только на 2026-й.

СП": Видимо, это вызвано тем, что оба самолета нуждаются в серьезной доработке?

— Да, в SJ-100 часто заклинивает двигатель, и было принято решение использовать его в полетах на небольшие расстояния, например, авиакомпанией «Россия». В самолете МС-21 стоит двигатель ПД-14, который тоже еще не в массовом производстве и, видимо, нуждается в доработке. Проблема еще и в том, что у нас в стране не организована система послепродажного обслуживания самолета. Вот, «Боинг», например, гарантирует доставку любой запчасти в любую часть мира в течение суток. Для нас же достать запчасть — целая проблема.

Именно поэтому в России скоро заработает собственная площадка по производству аналогов западных деталей для самолетов Airbus и Boeing, сообщили в «Аэрофлоте». Проект будет реализован совместно с Росатомом. Выпуск комплектующих начнется уже в августе. На площадке будут производить компоненты для систем кондиционирования, электроснабжения и освещения самолетов, а также элементы аварийно-спасательного, кислородного и противопожарного оборудования. В «Аэрофлоте» утверждают, что некоторые компоненты российского производства выходят дешевле оригинальных.

«СП»: Однако, проблема в том, что любая авиационная деталь должна получить сертификат летной годности. Как с этим будет обстоять в России?

— Мы попали в неприятную ситуацию. У нас есть и «Боинги», и «Эрбасы», но каждая деталь самолета имеет свой ресурс. Со временем он заканчивается.

Зарубежные авиакомпании отказали нам в помощи, в итоге многие самолеты идут на запчасти. Сейчас настал такой момент, когда импортозамещение становится вынужденной необходимостью.

Разумеется, на Западе не будут признавать самолеты с запчастями, изготовленными в России. Сертифицировать отечественные запчасти будут у нас.

Есть у нас в конце концов Росавиация, которая может привлечь к этому ученых, специалистов, инженеров, конструкторов. Но вся ответственность все равно будет на Росавиации. Если будет выдан некачественный сертификат — уголовное дело", — поясняет эксперт.

Читайте также
Рынок труда: Учись плохо, сынок – иначе в мигранты не возьмут, и будешь нищим Рынок труда: Учись плохо, сынок — иначе в мигранты не возьмут, и будешь нищим Эффективные менеджеры больше не нужны, требуются эффективные рабочие, автомеханики, инженеры и доярки

Не так давно грянул скандал с производителем «Боинга», в котором сами производители сертифицировали свои запчасти. В результате — 2 авиакатастрофы с сотнями погибших. Не повторится ли подобная история у нас? С таким вопросом мы обратились к авиаэксперту, главному редактору AVIA.RU Роману Гусарову.

— За сертификаты летной годности будет отвечать, как и раньше, Росавиация. Даже иностранные суда, зарегистрированные в России, имели сертификат летной годности от Росавиации. Конечно, ответственность за каждую деталь несут производители и эксплуатанты. Но контроль — целиком на Росавиации.

«СП»: Что именно, какие детали мы будем производить для авиации в рамках импортозамещения?

— Для иностранных машин пока изготавливаются несложные комплектующие: фильтры, смазки, тормозные колодки, расходный материал. Что касается сложных технических узлов для иностранных самолетов — это сопоставимо с проектировкой нового самолета. Поэтому на такое пока не замахиваемся.

«СП»: А как быть с электроникой? Сами будем изобретать?

— Электронику сами изобретать конечно не будем, это очень затратно и требует огромных инвестиций. Компоненты для электроники мы получаем по параллельному импорту. Так будет и дальше.

«СП»: Сколько еще могут прослужить сложные технические узлы Airbus и Boeing, которые мы сейчас эксплуатируем в России?

— Еще лет десять, а затем их выведут из состава флота и заменят отечественными самолетами.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня