Жгучую зависть и беспокойство вызвала в США первая в своем роде в мире российская ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс», успешно начавшая свой первый дрейф в Северном ледовитом океане.
В Вашингтоне ей предрекали фиаско. Мол, «слишком уродлива», пугает. Как будто внешний вид — в данном случае он напоминает кому сердитого кита, кому утиное яйцо, плывущее по воде, — определяет качество работы судна и его команды.
Но когда янки узнали характеристики платформы, то приуныли: у них, мечтающих о первенстве в освоении новых арктических месторождений, подобного нет даже в проекте!
До «Северного полюса», стартовавшего в свой первый официальный рейс полтора месяца назад, размещать научно-исследовательские станции нашим ученым приходилось на дрейфующих льдинах.
Но из-за глобального потепления найти прочный лед все сложнее. А с ЛСП это теперь не помеха для круглогодичных комплексных научных исследований в Арктике: может проходить во льдах без привлечения ледокола. А ещё принимать на борт тяжёлые вертолёты типа Ми-8/Ми-17.
Именно особенностям работы в тяжелых льдах обязано судно своим видом. Благодаря бортам округлой формы льды не раздавят, а, наоборот, будут выжимать судно на поверхность. Идею нашим инженерам подсказала норвежская деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» Фритьофа Нансена, специально построенная для полярных исследований, в частности, длительного дрейфа в паковых льдах. Три года в конце 19-го века успешно дрейфовала она в Арктике.
«А наша платформа, — как отметил Александр Макаров, директор Арктического и Антарктического Научно-исследовательского института (ААНИИ), — благодаря своим особенностям сможет обеспечить полярникам ещё и комфортную работу в суровых условиях».
Построен «Северный полюс» на Адмиралтейской верфи Петербурга. Был спущен на воду в 2022-м. Прочность его корпуса при ширине 22,5 м, водоизмещении около 10390 тонн и скорости не менее 10 узлов — Arc8. Срок службы — не менее 25 лет. Численный состав — 14 членов экипажа и 34 представителя науки. Да и для почетных гостей место найдется.
Предназначен он для геологических, гидроакустических, геофизических и морских изыскательских работ. Полярники считают его одновременно и домом, и транспортом, и научно-исследовательским центром. Как шутят в ААНИИ, с ним можно комплексно изучать природную среду Арктики «от дна Северного Ледовитого океана до ближнего космоса».
Есть от чего кусать локти американцам. В их арктическом флоте всего один тяжелый ледокол. У России же — десятки таких кораблей. К ним теперь ещё и уникальная ледостойкая платформа добавилась!
Впрочем, что нам «гегемон»? Куда интереснее узнать, как уникальная отечественная ЛСП справляется сейчас с задачами в самом ледовитом на нашей планеты океане.
Подробности рассказал «СП» Кирилл Фельчук, кандидат наук, заместитель начальника высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического НИИ, участник более десятка арктических экспедиций.
— Нынешнюю мою командировку в Арктику не сравнить с предыдущими. Те были в основном вспомогательными, можно сказать, чисто техническими, — уточняет Кирилл Фельчук. — По сути, на дрейфующей льдине продолжительное время я работал впервые. Впечатление, конечно, сильное!
«СП»: Это случилось по необходимости или чисто спортивного интереса? Ведь «СП-42» не предполагает, как я поняла, рабочий спуск на льдину?
— Судно новое и единственное в своем роде. Как бывает в таких случаях, у него есть некоторые недочеты. Точнее, не до конца просчитанные нюансы. Что-то можно и нужно улучшить. Рабочую зону, например.
Сама идея строительства «ЛСП» давно висела в воздухе. Ведь надежных ледовых полей с каждым годом все меньше из-за потепления климата. «Пробил» строительство платформы Иван Фролов, многолетний директор нашего института. К сожалению, немного не дожил он до спуска «Северного полюса» на воду…
«СП»: Можете сравнить свою самую первую свою арктическую экспедицию и нынешнюю, СП-42?
— Разница колоссальная! Во всех смыслах, начиная с комфорта и заканчивая безопасностью. Теперь у экипажа нет необходимости думать о борьбе за выживание «в случае чего». Ведь со времен папанинской «СП-1» именно борьба за живучесть дрейфующей станции отнимала у полярников едва ли не основные время и силы.
«СП»: А как же романтика? За ней же идут, как правило, в полярники…
— Есть такое. Но у нас же не экстремальный спорт. Решаем задачи государственной важности. Это главное. Конкретно «Северный полюс» призван проводить геологические, акустические, геофизические, океанографические исследования. Не исключены научные открытия. Я даже уверен, что они будут. Ведь эта часть планеты Земля мало исследована, несмотря на многочисленные попытки её покорить.
«СП»: Наверное, есть и политические задачи? Без них в современном мире не обойтись. Шпионаж — военный, промышленный — давно стали само собой разумеющимся.
— В политическом плане уже само наше присутствие в Северной Арктике возбуждает США. Но тут они сами виноваты с их нападками на Россию и санкциями.
Все каналы связи с американцами сейчас заморожены. Сотрудничество продолжается разве что в космической сфере. А что касается шпионажа — мы особой тайны из нашего «ЛСП» не делаем. Это чисто научное судно.
«СП»: Известно, что Китай проявил к нему большой интерес. Что-то предлагает?
— Там большой интерес к Северному морскому пути. И поскольку мы разворачиваемся сейчас на Восток, то активно общаемся с его представителями по многим направлениям. Да, наша «ЛСП» им очень понравилась. Мы предоставили им нужную информацию. Обрабатывают её сейчас.
Это делается не за «просто так», а на взаимовыгодных условиях. У нас, например, нет современных средств измерения, так как долгие годы предпочитали покупать их на Западе. А у КНР — свои качественные инструменты. Можем без проблем у них приобрести.
Интерес к новому судну и у других стран-членов БРИКС.
«СП»: Где сейчас «СП-42»?
— В дрейфе — в районе севернее Новосибирских островов. Оттуда экспедиция вместе с движением льдов скорее всего будет смещаться на запад, к архипелагу Шпицберген. Затем выход на чистые воды и возвращение в Мурманск, предположительно в 2026 году.
Экипаж и научный коллектив периодически будут меняться — в зависимости от условий погоды и ледовой обстановки это будет осуществляться либо вертолетом, либо пришвартованным судном.