Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

США в трансе: Работа не имеющей аналогов дрейфующей станции России показывает, кто в Арктике хозяин

Почему ледостойкая самодвижущая платформа привела Белый дом в бешенство

10376
На фото: ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс"
На фото: ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

Жгучую зависть и беспокойство вызвала в США первая в своем роде в мире российская ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс», успешно начавшая свой первый дрейф в Северном ледовитом океане.

В Вашингтоне ей предрекали фиаско. Мол, «слишком уродлива», пугает. Как будто внешний вид — в данном случае он напоминает кому сердитого кита, кому утиное яйцо, плывущее по воде, — определяет качество работы судна и его команды.

Но когда янки узнали характеристики платформы, то приуныли: у них, мечтающих о первенстве в освоении новых арктических месторождений, подобного нет даже в проекте!

До «Северного полюса», стартовавшего в свой первый официальный рейс полтора месяца назад, размещать научно-исследовательские станции нашим ученым приходилось на дрейфующих льдинах.

Читайте также
Россия готова лететь на Луну вместе с китайцами – но желательно не в роли шерпы-носильщика Россия готова лететь на Луну вместе с китайцами — но желательно не в роли шерпы-носильщика Неудача с «Луной-25» не должна останавливать работу, перерывы в космической гонке слишком дорого обходятся

Но из-за глобального потепления найти прочный лед все сложнее. А с ЛСП это теперь не помеха для круглогодичных комплексных научных исследований в Арктике: может проходить во льдах без привлечения ледокола. А ещё принимать на борт тяжёлые вертолёты типа Ми-8/Ми-17.

Именно особенностям работы в тяжелых льдах обязано судно своим видом. Благодаря бортам округлой формы льды не раздавят, а, наоборот, будут выжимать судно на поверхность. Идею нашим инженерам подсказала норвежская деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» Фритьофа Нансена, специально построенная для полярных исследований, в частности, длительного дрейфа в паковых льдах. Три года в конце 19-го века успешно дрейфовала она в Арктике.

«А наша платформа, — как отметил Александр Макаров, директор Арктического и Антарктического Научно-исследовательского института (ААНИИ), — благодаря своим особенностям сможет обеспечить полярникам ещё и комфортную работу в суровых условиях».

Построен «Северный полюс» на Адмиралтейской верфи Петербурга. Был спущен на воду в 2022-м. Прочность его корпуса при ширине 22,5 м, водоизмещении около 10390 тонн и скорости не менее 10 узлов — Arc8. Срок службы — не менее 25 лет. Численный состав — 14 членов экипажа и 34 представителя науки. Да и для почетных гостей место найдется.

Предназначен он для геологических, гидроакустических, геофизических и морских изыскательских работ. Полярники считают его одновременно и домом, и транспортом, и научно-исследовательским центром. Как шутят в ААНИИ, с ним можно комплексно изучать природную среду Арктики «от дна Северного Ледовитого океана до ближнего космоса».

Есть от чего кусать локти американцам. В их арктическом флоте всего один тяжелый ледокол. У России же — десятки таких кораблей. К ним теперь ещё и уникальная ледостойкая платформа добавилась!

Впрочем, что нам «гегемон»? Куда интереснее узнать, как уникальная отечественная ЛСП справляется сейчас с задачами в самом ледовитом на нашей планеты океане.

Подробности рассказал «СП» Кирилл Фельчук, кандидат наук, заместитель начальника высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического НИИ, участник более десятка арктических экспедиций.

— Нынешнюю мою командировку в Арктику не сравнить с предыдущими. Те были в основном вспомогательными, можно сказать, чисто техническими, — уточняет Кирилл Фельчук. — По сути, на дрейфующей льдине продолжительное время я работал впервые. Впечатление, конечно, сильное!

«СП»: Это случилось по необходимости или чисто спортивного интереса? Ведь «СП-42» не предполагает, как я поняла, рабочий спуск на льдину?

— Судно новое и единственное в своем роде. Как бывает в таких случаях, у него есть некоторые недочеты. Точнее, не до конца просчитанные нюансы. Что-то можно и нужно улучшить. Рабочую зону, например.

Сама идея строительства «ЛСП» давно висела в воздухе. Ведь надежных ледовых полей с каждым годом все меньше из-за потепления климата. «Пробил» строительство платформы Иван Фролов, многолетний директор нашего института. К сожалению, немного не дожил он до спуска «Северного полюса» на воду…

«СП»: Можете сравнить свою самую первую свою арктическую экспедицию и нынешнюю, СП-42?

— Разница колоссальная! Во всех смыслах, начиная с комфорта и заканчивая безопасностью. Теперь у экипажа нет необходимости думать о борьбе за выживание «в случае чего». Ведь со времен папанинской «СП-1» именно борьба за живучесть дрейфующей станции отнимала у полярников едва ли не основные время и силы.

«СП»: А как же романтика? За ней же идут, как правило, в полярники…

— Есть такое. Но у нас же не экстремальный спорт. Решаем задачи государственной важности. Это главное. Конкретно «Северный полюс» призван проводить геологические, акустические, геофизические, океанографические исследования. Не исключены научные открытия. Я даже уверен, что они будут. Ведь эта часть планеты Земля мало исследована, несмотря на многочисленные попытки её покорить.

«СП»: Наверное, есть и политические задачи? Без них в современном мире не обойтись. Шпионаж — военный, промышленный — давно стали само собой разумеющимся.

— В политическом плане уже само наше присутствие в Северной Арктике возбуждает США. Но тут они сами виноваты с их нападками на Россию и санкциями.

Читайте также
Как скоро мы увидим следующего американского президента - Джей Ди Вэнса? Как скоро мы увидим следующего американского президента — Джей Ди Вэнса? Получит ли обещанное средний американец, который проголосовал за Трампа в надежде на лучшее будущее, большой вопрос

Все каналы связи с американцами сейчас заморожены. Сотрудничество продолжается разве что в космической сфере. А что касается шпионажа — мы особой тайны из нашего «ЛСП» не делаем. Это чисто научное судно.

«СП»: Известно, что Китай проявил к нему большой интерес. Что-то предлагает?

— Там большой интерес к Северному морскому пути. И поскольку мы разворачиваемся сейчас на Восток, то активно общаемся с его представителями по многим направлениям. Да, наша «ЛСП» им очень понравилась. Мы предоставили им нужную информацию. Обрабатывают её сейчас.

Это делается не за «просто так», а на взаимовыгодных условиях. У нас, например, нет современных средств измерения, так как долгие годы предпочитали покупать их на Западе. А у КНР — свои качественные инструменты. Можем без проблем у них приобрести.

Интерес к новому судну и у других стран-членов БРИКС.

«СП»: Где сейчас «СП-42»?

— В дрейфе — в районе севернее Новосибирских островов. Оттуда экспедиция вместе с движением льдов скорее всего будет смещаться на запад, к архипелагу Шпицберген. Затем выход на чистые воды и возвращение в Мурманск, предположительно в 2026 году.

Экипаж и научный коллектив периодически будут меняться — в зависимости от условий погоды и ледовой обстановки это будет осуществляться либо вертолетом, либо пришвартованным судном.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Вадим Трухачёв

Политолог

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня