Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Airbus вздрогнул: В России наловчились делать собственные запчасти для «летающих автобусов»

Олег Смирнов: «У нас только один выход — развивать собственное авиапроизводство»

14401
Airbus вздрогнул: В России наловчились делать собственные запчасти для "летающих автобусов"
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Материал комментируют:

На сегодняшний день «к забору» поставлен каждый второй из всех 66 пассажирских самолетов Airbus A320/A321neo, имеющихся в нашем авиапарке. Основная проблема — отсутствие оригинальных запчастей, поставки которых в Россию запрещены западными санкциями с 2022 года.

Однако эта ситуация имеет шансы измениться.

Столичный инженерный центр «ИКАР» спроектировал и изготовил на своих мощностях в индустриальном парке «Руднево» первую партию деталей, которые позволяют модифицировать дренажные системы как минимум двенадцати «летающих автобусов».

В некоторых СМИ эта информация позиционируется как однозначный технологический прорыв и несомненный успех первого этапа масштабной программы, выполняемой по заказу одной из крупнейших российских авиакомпаний. При этом уточняется, что технические специалисты «ИКАРа» уже приступили к разработке других конструктивных элементов пассажирских лайнеров иностранного производства.

Читайте также
Деньги на почту: ставшая убыточной госконтора может получить от правительства «письмо счастья» Деньги на почту: ставшая убыточной госконтора может получить от правительства «письмо счастья» Почему британская Royal Mail стала символом государственности, а такая же наша служба — синонимом неоправданных трат?

Однако при всей позитивной окраске этой новости (можем же ведь, если захотим!) не стоит забывать о некоторых настораживающих в ней моментах.

Во-первых, хватит ли у того же «ИКАРа» в частности и всей нашей промышленности вообще инженеров и мощностей, чтобы импортозаместить не только производство компонентов для второстепенных, по сути, авиационных систем, но и для всех остальных?

А, во-вторых, как в этом случае будут решаться вопросы с безопасностью полетов модифицированных таким способом воздушных судов?

Будут ли их принимать в зарубежных аэропортах, ведь производитель Airbus, например, имеет полное право заявить, что полностью снимает с себя ответственность за эти самолеты, скажем, из-за «несанкционированного вмешательства в конструкцию»?

— Каждое изделие, которое готовится для замены на конкретном воздушном судне, должно иметь сертификат соответствия, одобренный оригинальным производителем самолета, — отметил в беседе с «СП» заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

— Это правило распространяется абсолютно на любые запчасти, даже самые незначительные. Но производитель Airbuse подобный документ для «ИКАРа», я уверен, не выдаст. Зачем ему сертифицировать что-то стороннее, если он может производить свое?

«СП»: Но ведь поставки запчастей в Россию уже второй год как не осуществляются от слова «вообще».

— Да, это запрещено западными санкциями. Поэтому воздушные суда, несущие на борту не сертифицированные корпорациями-производителям детали, летать, конечно, будут, но исключительно в российском воздушном пространстве, лишившись права выхода на международные линии.

Потому что за пределами России они будут считаться фальсификатом со все вытекающими отсюда последствиями в сфере обеспечения безопасности.

«СП»: А если, не приведи Господи, на внутренних наших авиалиниях приключится какая-то чрезвычайная внештатная ситуация по причине поломки той или иной импортозамещенной летали? Кто в этом случае будет нести ответственность? Или опять все будут списывать на пресловутый «человеческий фактор»?

— Любая комплектующая должна в любом случае иметь какой-никакой сертификат соответствия, гарантирующий безопасность ее применения. Для того эта процедура, в принципе, и нужна. Исходя из этого, в случае какого-либо инцидента с самолетом по причине выхода строя такой детали уголовную ответственность за последствия должен нести ее производитель и конкретный сертификатор, выдавший ему пресловутый сертификат.

«СП»: С такими раскладами стоит ли вообще питать надежду, что наше импортозамещение рано или поздно покроет все нужды наших авиакомпаний в запчастях для авиалайнеров зарубежного производства?

— Конечно, сам факт того, что мы начали, наконец, производить детали для иностранных самолетов сами, хоть и с изрядным опозданием, заслуживает похвалы. Мы просто поставлены были перед необходимостью так поступить, от безысходности.

Только надо понимать, что наш «голод» по зарубежным комплектующим в любом случае может быть удовлетворен только частично. В современном самолете насчитываются тысячи деталей и механизмов, поэтому полностью все импортозаместить мы физически не сможем.

«СП»: Какое же будущее может ждать парк наших судов иностранного производства при подобном сценарии?

— Вот это вопрос, что называется, «в десяточку». Сейчас у нас в России задейстовано в общей сложности около 600 самолетов Boeing и Airbus.

В обозримой перспективе это число будет сокращаться, потому что они не могут служить вечно. И это будет происходить с разной скоростью, потому что у каждой детали авиалайнеров есть свой собственный конкретный ресурс, зачастую куда более короткий, чем общий срок службы самолета, из-за повышенной нагрузки. Например, шасси.

Читайте также
На «АвтоВАЗе» дали импортозамещению задний ход На «АвтоВАЗе» дали импортозамещению задний ход Российских поставщиков комплектующих отлучают от конвейера

Средний срок безопасной службы воздушных судов иностранных производителей составляет 15−20 лет. А корпорация Boeing, например, конкретизировала, что ни запчастей, ни тем более готовых самолетов от нее Россия не увидит как минимум в ближайшие 30 лет. Выводы напрашиваются сами собой.

«СП»: И что же нам делать?

— У нас только один выход — развивать собственное авиапроизводство для того, чтобы выводить на линию российскую машину каждый раз, когда иностранный самолет полностью выработает свой ресурс. То есть «иностранец» выбыл — российский самолет его заменил.

«СП»: Но ведь на это потребуются, очевидно, десятки лет? Многое же нужно начинать практически с нуля.

— Да, это так. Но вспомните, к началу девяностых годов прошлого века мы в системе гражданской авиации имели около 14 000 воздушных судов, и при этом не имели ни одного иностранного лайнера. Значит, задача создать свой воздушный флот нам, собственно, по силам.

Мобилизационный режим нам, как говорится, в помощь, тем более что мы уже не раз доказывали на практике ее эффективность. В период Великой Отечественной войны благодаря этому наша армия получала качественную военную технику. Станки прямо в поле под открытым небом порою ставили, но за полтора года все что нужно на фронт поставили.

Сейчас, в ходе СВО, такой режим еще раз доказал свою эффективность — если в самом начале спецоперации солдатам, образно выражаясь, даже портянок не хватало, то сейчас на передовой есть практически все. И даже передовые гиперзвуковые ракетные системы запустили в серийное производство.

Но в то же время, резюмировал Олег Смирнов, утвержденная было правительство РФ государственная программа самолетостроения с откровенно одиозными целями — производство аж тысячи отечественных машин к 2030 году, то и дело сдвигается «вправо» по срокам.

Читайте также
Квартиру в Москве не предлагать! Покупатели жилья предпочитают Анапу Квартиру в Москве не предлагать! Покупатели жилья предпочитают Анапу Почему недвижимость в мегаполисе — ненадежное вложение, а в курортных центрах спрос на неё будет всегда

«Уже 2025 год на носу, но по итогам 2024 года, как, впрочем, и по итогам 2023 года, мы не выпустили ни одного своего самолета. Для тысячи судов требуется две тысячи авиадвигателей, но по состоянию на 13 декабря у нас в России в маршевом порядке не производится ни один. Это чревато в обозримой перспективе полной потерей собственного воздушного флота, что сравнимо с потерей политической субъектности страны при ее размерах», — подытожил он.

Однако нашу власть подобное будущее, похоже, не пугает.

Вице-премьер российского правительства Виталий Савельев в интервью журналисту ВГТРК Павлу Зарубину на полях саммита ОДКБ в Астане сделал «успокоительное» заявление — Россия, оказывается, просто закупит иностранные самолеты, если в них возникнет нужда.

«Мы даже сейчас, в этих условиях, уходим за сто миллионов перевозок, если россияне готовы летать больше, если есть такой спрос, а он есть, конечно, мы можем покупать, если промышленность наша не успевает сделать», — говорил он.

Но у кого и как в условиях западных санкций? И главное, во сколько бюджетных миллионов/миллиардов/триллионов рублей это нам обойдется? Никто не конкретизировал.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня