Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Москва — Питер, полтора часа: «Белый Кречет» уменьшит Россию

У региональных столиц появилась принципиально новая транспортная возможность, а как ей распорядиться, они решат сами

9155
На фото: макет вагона высокоскоростного российского поезда "Белый кречет" на выставке
На фото: макет вагона высокоскоростного российского поезда «Белый кречет» на выставке (Фото: Михаил Терещенко/ТАСС)
Материал комментируют:

Министр транспорта России Роман Старовойт и глава РЖД Олег Белозеров сделали России новогодний подарок — поезд «Белый кречет», способный идти с крейсерской скоростью 400 — 450 км/ч при температурах воздуха от минус сорока до плюс сорока градусов.

Состав, внешне похожий на «Иволгу», только длиннее — 16 вагонов, может доставить пассажиров их Москвы до Санкт-Петербурга за 2 часа 15 минут с 16 остановками, или быстрее полутора часов при движении без остановок.

Такие скоростные возможности поезда сделают нашу страну в прямом смысле быстрее, а наших граждан — мобильнее.

Важно отметить именно способность состава работать при температурной дельте в 80 градусов (от минус до плюс 40), потому что МИИТ и до этого разгонял составы до скоростей в 500 км/ч и даже выше, но это делалось при идеальных условиях.

Читайте также
Авиакатастрофы на Рождество: «Это кровавый Санта требует жертвоприношений» Авиакатастрофы на Рождество: «Это кровавый Санта требует жертвоприношений» Кто, зачем и почему считает 25 декабря «черным днем мировой авиации»?

Состав, способный двигаться со скоростью самолёта, невзирая на температуру за бортом, начали создавать ещё в 70-е годы. У Брежнева была идея создать высокоскоростную магистраль между Москвой и Ленинградом к Олимпиаде-80, но в итоге от идеи отказались.

Инженеры-путейцы сообщили генсеку, что разгон поезда до таких скоростей на рельсах существовавшего тогда образца неизбежно приведёт к катастрофе.

Затем о новой попытке ВСМ между столицами объявил первый президент России Борис Ельцин, но проект вновь отменили.

Третий старт дал Владимир Путин в марте текущего года. Важно заметить, что инвестиционный портфель проекта уже накопил 1,7 трлн руб.

Но недостаточно создать скоростной локомотив. «Сапсан» тоже может двигаться быстро, но порога в 200 км/ч достигает лишь на коротких отрезках пути, а до максимальной скорости не разгоняется никогда. Всё ведь зависит от возможностей дорожного полотна.

Смогут ли строители рельсовых путей создать трассу, на которой «Белый кречет» продемонстрирует лучшие возможности, когда это произойдёт, и на каких направлениях? Об этом «Свободной Прессе» рассказал директор Передовой инженерной школы РУТ (МИИТ), секретарь Экспертного совета по высокоскоростным магистралям в России Олег Покусаев.

«СП»: Олег Николаевич, главной проблемой ВСМ до сих пор считалась температура воздуха: она должна быть такой, чтобы стыки рельсов не создавали зазор при морозах и напряжение при жаре. Поэтому существующие ВСМ действуют в зонах планеты с достаточно стабильным климатом, и для России казались нереальными. Что удалось сделать, чтобы сказка стала былью?

— Давайте начнём с поезда. «Сапсан» можно разогнать до 300 км/ч, но этого на маршрутах с пассажирами в России никто не делал. Для того, чтобы развить такую скорость при соблюдении безопасности, требуются особые конструктивные решения. Они касаются аэродинамики и ходовой части.

Поэтому у «Белого кречета» всё другое. Он менее привередлив к дорожному полотну. Ну и, конечно же, там двигатель и электрика тоже другие. Это — первый в России поезд, который действительно может ходить по ВСМ.

Теперь о дорожном полотне. Конечно, оно будет строиться с особыми требованиями к уклонам и радиусам, а также жесткости пути. Там будут особые рельсовые крепления и контактная сеть. Материал, из которого делаются рельсы, отличается от того, что делается для скоростей не выше 200 км/ч. Для ВСМ используется специальный сплав.

Но все эти материалы и технологии есть. И нам не придется испытывать это первыми. На китайском маршруте Харбин-Далянь температурные условия примерно такие сложные, как и у нас. При этом поезда летят.

Техническая проблема решена достаточно давно.

«СП»: Когда появится скоростное железнодорожное движение в России?

— Новый поезд нельзя разогнать на существующей инфраструктуре. А новая инфраструктура не будет подходить для существующих поездов.

Поэтому обычные поезда и скоростные придётся разводить по разным рельсам. И это — более сложная задача, чем просто полотно. На одних и тех же станциях придётся размещать и платформы для поездов обычного движения, и платформы ВСМ.

Читайте также
Сверхсекретный китайский шаттл попал на фото? Сверхсекретный китайский шаттл попал на фото? Гигантский «Буран», спрятанный от США в пустыне, поражает воображение

ВСМ Москва-Санкт-Петербург предполагается запустить в 2027 году, но при современных темпах это можно сделать и раньше. А до городов, которые ближе к Москве, можно дотянуться ещё быстрее.

«СП»: Маршрут первой ВСМ озвучил Путин: Санкт-Петербург — Москва. Какие станут следующими?

— План строительства ВСМ частично озвучен. В нём фигурируют дороги Москва-Казань и Москва — Адлер (в идеале она позволит доехать до курорта буквально за одну ночёвку, с позднего вечера до утра).

Далее ведутся проектные работы Москва-Минск.

Остальное будет зависеть от активности центральных регионов и инвесторов. Логичными были бы маршруты Москва-Ярославль, Тверь, Тула. Чтобы люди могли приезжать из города в город на работу, так же быстро, как на метро.

У региональных столиц появилась принципиально новая транспортная возможность, а как ей распорядиться — они решат сами.

Поезд — универсальный, рельсовая инфраструктура — тоже. Изобретать велосипед для каждого маршрута не придётся. Те, кто видят в ВСМ перспективу для развития своих регионов, смогут определиться с местом для транспортно-пересадочных узлов и инвестиционной моделью.

Последние новости
Цитаты
Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня