Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Невероятное-16: Маск в пролёте, первая титановая ракета будет у русских

В нашей стране создан материал, который позволит космическим кораблям отправиться к другим планетам, но есть нюанс

11066
Невероятное-16: Маск в пролёте, первая титановая ракета будет у русских
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Ученые Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» (НИТУ МИСИС), известного в советские времена как знаменитый на весь мир Московский институт стали и сплавов имени Сталина, усовершенствовали титановые сплавы, которые на 1000% стали пластичнее. Об этом сообщила пресс-служба «МИСИС» и уточнила, что теперь из них можно создавать элементы сложных форм для авиационных, транспортных и медицинских отраслей.

Тут нужны пояснения: явление сверхпластичности титановых сплавов изучено, как говорится, вдоль и поперек. Чем выше температура, тем пластичнее сплав, правда, титан, как и алюминий (и его сплавы), может загореться на воздухе с высокой экзотермической реакцией.

За примером далеко ходить не нужно. Разрушение башен-близнецов Всемирного торгового центра (ВТЦ) после террористической атаки 11 сентября 2001 года было вызвано не ударами самолетов, а использованием в качестве конструктивного материала алюминиевых конструкций, которые при попадании на них воды вспыхнули страшнее напалма (в воде мелкие частицы алюминия могут зажигаться даже при 659 °C).

Читайте также
Невероятное-15: Русская газовая турбина ТМ16 повергла в шок Siemens и General Electric Невероятное-15: Русская газовая турбина ТМ16 повергла в шок Siemens и General Electric Западные производители зря надеются, что вернутся в Россию и покончат с импортозамещением

Собственно, поэтому ВТЦ не восстановили. В супер-пупер Америке не нашлось подрядчика, который взялся бы за это дело.

Мало кто знает, что все знаменитые небоскребы Нью-Йорка собраны из дешевых металлоконструкций, которые «устают» в десятки раз быстрее, чем сверхпрочный бетон, из которого построили «Москва-Сити». Это, так сказать, на заметку тем, кто нежно целует ботинки дяде Сэму.

И все-таки титан является идеальным металлом как база для сплавов, в том числе термостойких. Другое дело, что титановые сплавы очень капризны в обработке, причем специалистов, способных сваривать детали из него, днем с огнем не найти. А вот сверхпластичность позволяет обойти эти проблемы, особенно когда это явление достигается при относительно «терпимых» температурах — эдак до 700 градусов Цельсия.

«Чтобы усовершенствовать свойства новых титановых сплавов, нужно увеличить содержание элементов, которые помогают снизить температуру обработки и улучшают структуру материала. Также важно понимать, как добавки влияют на поведение сплавов в процессе деформации», — пояснил старший научный сотрудник, доцент кафедры металловедения цветных металлов НИТУ МИСИС Антон Котов.

По его словам, ученые НИТУ МИСИС представили материалы с улучшенными показателями сверхпластичности при температурах 625 °C, что ниже, чем у стандартных промышленных сплавов, а также с высокими значениями прочности и предела текучести при комнатной температуре.

Для сравнения: самый лучший титановый сплав SP700, разработанный в Японии, поддается суперпластификации и диффузионному соединению при температуре 775 ℃. Стоит он так дорого, что даже безбашенные генералы Пентагона не решаются его покупать для своих нужд.

Кстати, на Западе любят в целях рекламы хвастаться применением сверхпластичных титановых сплавов в самолетостроении, причем якобы первыми в мире. Так, процесс сверхпластической формовки титанового сплава был впервые использован при производстве аварийных дверей британских самолетов Bae 125 (выпускались с 1963 по 2013 годы), что позволило снизить вес лайнера на 10%.

США используют сверхпластичный титан при изготовлении теплозащитного экрана F-15, сопел двигателей, створок шасси и верхней части хвостовой части фюзеляжа. На сегодня этот истребитель состоит на 26,1% из этого материала.

Если углубиться в тему, то выяснится, что янки с сотоварищи из Японии изготавливают детали из титановых сплавов при температуре около 850−900°С, что приводит к износу оборудования и запредельным затратам на энергию. Кроме того, на сайте корпорации Boeing очень мелким шрифтом сообщается, что при производстве Dreamliner 787 используются титановые прутки ВТ16 из России — причем в 30% критических сборочных узлов посадочных устройств самолета. Думается, что такая картина наблюдается и в американской авиационной оборонке.

В СССР применение высокопрочных титановых сплавов в отечественном пассажирском и транспортном самолетостроении началось с середины шестидесятых годов. В 1964 году для самолета Ил-62 было изготовлено стояночное шасси из сплава ВТ14.

В последующих самолетах КБ Ильюшина Ил-76, Ил-86, Ил-96 и так далее, а также при производстве сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144,

устанавливались шасси, в том числе и сварные, из более высокопрочного сплава ВТ22. Этот же материал, с добавками, улучшающими коррозионную стойкость в морской среде, применяется и для силовых конструкций самолета Бе-200 КБ им. Бериева.

Появление в России нового сплава, безусловно, приведет к увеличению в процентном соотношении этого материала в самолетах и космических кораблях. Перспективы здесь просто огромные.

В частности, Илон Маск спит и видит, как бы ему стенки бака многоразовой ракеты F9, которые составляют примерно три четверти от «сухой» (без топлива) массы, заменить на титановый сплав.

В специализированных изданиях США пишут, что это привело бы к уменьшению веса в 4 раза по сравнению с нынешней стальной конструкцией, причем при более высокой прочности.

Читайте также
Невероятное-14: "Подсанкционный" Ту-214 оказался круче, чем Боинг 737 Next Невероятное-14: «Подсанкционный» Ту-214 оказался круче, чем Боинг 737 Next Американские авиастроители попали в «цикл страдания», не в силах создать что-то новое

Согласно инсайдерским раскладам, на закрытом совещании ведущих спецов компании SpaceX амбициозный миллиардер якобы заявил, что переход на титановый корпус позволит ему вывести на «низкую» орбиту больше на 50% полезной нагрузки, чем сейчас, и только после этого начать путешествие на Марс.

С титановыми сплавами, однако, очень сложно работать. Сварные швы приходится тщательно зачищать и обрабатывать. Необходимо использовать очень дорогостоящие специальные инструменты, которые способны вызывать каталитическое окисление титана. А это еще дополнительные расходы на неразрушающий контроль.

Другими словами, от этой идеи Маска у инженеров SpaceX начался жуткий головняк. Уже подсчитано, что проект может стать самым дорогим в мире, к тому же с очень маловероятным выхлопом.

Этим и объясняется признание Илона в любви к Дональду: «Я люблю Трампа настолько сильно, насколько гетеросексуальный мужчина может любить другого мужчину», что переводится как «дай денег на титановую ракету».

Более простой выход видится в использовании сверхпластичных сплавов, которые появились в России, но тут есть нюансы в виде поддержки американцами украинского фашизма. Но мяч на стороне Штатов, пусть думают, что им важнее — покорение Марса или ублажение Зеленского.


Невероятное-15: Русская газовая турбина ТМ16 повергла в шок Siemens и General Electric

Невероятное-14: «Подсанкционный» Ту-214 оказался круче, чем Боинг 737 Next

Невероятное-13 (Новогоднее): Главные в 2024 году IT-достижения России, которые взбесили Запад

Последние новости
Цитаты
Иван Моисеев

Научный руководитель Института космической политики

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня