
Импортозамещение в отечественном авиапроме вроде бы сдвинулось с мертвой точки. 29 апреля состоялся первый полет самолета МС-21 с российскими двигателями ПД-14 и полностью отечественными системами.
МС-21 — среднемагистральный узкофюзеляжный самолет нового поколения. Его вместимость составит от 163 до 211 пассажиров. Лайнер, созданный на базе новейших разработок, ориентирован на пассажирские перевозки.
Сердце самолета — его двигатель. ПД-14, разработанный ОДК-Авиадвигатель и ОДК-Пермские моторы, были сертифицированы для МС-21 еще в 2018 году. Первый полет МС-21−310 с этими двигателями состоялся еще в декабре 2020 года, однако только сейчас самолет поднялся в небо с комплексом отечественных систем.
Во время часового полета, проходившего на высоте 3000 метров и скорости 580 км/ч, тестировались авионика, системы электроснабжения и кондиционирования. Все системы, включая новые отечественные разработки, отработали без замечаний, полностью выполнив полетное задание.
Разработки отечественного МС-21 начались еще в 2007 году. По словам представителей «Ростеха», в новой версии заменено около 80 иностранных систем и агрегатов, что позволяет снизить зависимость от санкций и зарубежных поставщиков. В испытаниях участвуют два доработанных опытных самолета, которые до этого проходили сертификационные полеты с зарубежными комплектующими.
Однако эксперты не настроены так оптимистично, как представители «Ростеха». Насколько новый МС-21 можно считать полностью импортозамещенным и когда он поступит в серийное производство? С такими вопросами мы обратились к основателю сервиса безопасности полетов RUN Avia Андрею Патракову.
— То, что с МС-21 взлетел — это хорошо, но это был демонстрационный полет, и вопросы все равно остаются. При замене композитных материалов крыла на МС-21 использовали отечественные материалы, они сделали самолет тяжелее, дальность его полета сократилась. Соответственно уменьшилось и количество пассажиров, которые самолет может взять на борт. Если бы этот дефект устранили, думаю, об этом бы сообщили. Скорее всего при импортозамещении самолет стал еще тяжелее, и это вопрос доработки.
«СП»: Что еще в МС-21 нуждается в доработке? Какие еще системы остаются не сертифицированными и не импортозамещенными?
— Насколько я знаю, до сих пор не сертифицирована система против столкновения самолетов в воздухе. А без этого в серию лайнер никто не запустит. Что касается авионики, на МС-21 установлены опытные образцы, которые еще проходят испытания. В целом за изготовление систем внутри МС-21 отвечают отечественные разработчики, но если разбираться детально, «начинка» там во многом из импортных деталей.
Двигатель самолета — ПД-14 сертифицирован, но он работает на импортном моторном масле. Кстати, по поводу самого двигателя ПД-14 тоже остаются вопросы в части импортозамещения. Сам двигатель сертифицирован в 2018 году, но до сих пор внутри него есть импортные детали.
«СП»: Что касается авионики, тоже, видимо, не обошлось без импортных деталей?
— Авионика на МС-21 наша, российская, но с импортными компонентами. Насколько мне известно, с авионикой помогли китайские коллеги, они помогли нам с многими деталями в МС-21. Прежде всего — с электроникой. И это нормально, потому что производство самолетов на сегодня — сложный процесс, в котором участвуют производители из разных стран.
«СП»: В январе гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что старт серийного производства МС-21 запланирован на 2026 год. С 2029-го предполагается выпускать 72 единицы в год. Как считаете, уложатся разработчики в эти сроки?
— Срок летных испытаний составляет минимум 2 года, поэтому я бы не стал торопиться с прогнозами. В лучшем случае самолет сертифицируют к 2027 году. Но к обещаниям наших авиационных властей я бы не относился с таким оптимизмом. Напомню, до этого МС-21 обещали запустить в серию еще в 2017 году.
Если оценивать ситуацию здраво, я бы рассчитывал на 2030-й год, не раньше. И это при условии, если в авиации с нас снимут санкции. Но это «палка о двух концах»: если санкции снимут, мы можем вообще отказаться от производства собственных самолетов. Поживем-увидим, — подытожил Андрей Патраков.
Действительно, от начала летных испытаний до запуска в серию самолет проходит порой долгий путь. Всего несколько примеров. Работы над самолетом Ту-154 были начаты в 1963 году, а коммерческие полеты начались в 1971-м. Техзадание на Ил-86 КБ С. Ильюшина получило в 1970 году, а первый регулярный рейс наш широкофюзеляжник совершил лишь в 1980-м. Требования к Як-40 были сформулированы в 1963 году, а эксплуатация началась в 1966-м! Восемь лет, десять лет, три года… Такое бывает?
Сроки создания самолетов в СССР с нуля ныне воспринимаются, как ненаучная фантастика. Сравним? Рабочее проектирование МС-21, тогда еще под именем Як-242, началось в 1993—1995 годах, а первый полет самолет совершил в 2017 году. И с тех пор мы регулярно слышим, что «вот-вот — и он пойдет в серию».
МС-21 призван заменить Boeing и Airbus в российском небе. Насколько быстро это получится? Когда самолет будет сертифицирован и поступит в производство? С таким вопросом мы обратились к заслуженному летчику СССР, руководителю комиссии по гражданской авиации при Общественном совете Ростехнадзора Олегу Смирнову.
— Прогнозировать начало производства МС-21 сложно. Самолет должен получить государственный сертификат летной годности. Для этого надо протестировать, как идет расход топлива, проверить работу электронных систем. Самолет должен пройти летные испытания в разных климатических условиях, и на это уйдет несколько лет.
К тому же я уже перестал считать, сколько раз нас обманывали авиационные власти. Обещания поставить МС-21 «на крыло» мы слышим уже 10 лет, а на самом деле чиновники просто выбивают дополнительное финансирование и тянут время. Вообще, в уважающих себя авиакомпаниях самолет считается полностью готовым к серийному производству, когда, как в компании «Боинг», могут гарантировать доставку запчастей самолета в любую точку мира.
«СП»: Авиастроение сегодня — сложный процесс, в котором участвуют многие страны мира. Мы, попав под санкции, оказались отрезаны от значительной части мировых авиапроизводителей. С какими странами сейчас у нас налажена кооперация?
— Насколько мне известно, в области авиастроения мы успешно сотрудничаем с Китаем, Ираном и Индией. Думаю, без их помощи российский МС-21 не поднялся бы 29 апреля в воздух. По мере летных испытаний будем налаживать и собственное производство. Без авиации Россия с ее просторами просто не может существовать.