
Росавиация сообщила о продлении срока эксплуатации пассажирских самолетов «Як-40» с 50 до 60 лет. Это подтвердили и некоторые авиакомпании, на балансе которых стоят легендарные ближнемагистральные «Яки». Всего готовы продолжать полёты примерно 15 бортов Як-40.
О том, представляют ли потенциальную опасность для пассажиров самолёты столь почтенного возраста, и как их правильно эксплуатировать, «Свободной Прессе» рассказал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
«СП»: Олег Михайлович, почему принято решение фактически вернуть из музеев на регулярные рейсы легендарный Як-40?
— Конечно, продолжат эксплуатацию не все самолёты этой марки хором. Решение будет приниматься по каждому конкретному летательному аппарату.
Росавиация опирается на этот самолёт по нескольким причинам. Первая: наш авиационный рынок очень остро нуждается в самолётах, которые используются на местных воздушных линиях.
Второе: Як-40 показал себя очень удачным в качественном отношении с точки зрения конструкции, аэродинамики и надёжности. Его покупали у Советского Союза многие страны мира для своих руководителей.
Ещё очень важно, что к этому самолёту не нужно подгонять трап. У него свой встроенный трап: прилетели — экипаж выпустил трап, высадили пассажиров и разместили других.
И третье: многие самолёты Як-40 ещё не выработали свой ресурс. Дело не в возрасте: не в том, сколько лет этому самолёту, а в том, сколько часов он налетал. Многие Як-40 летали меньше часов, чем это предусмотрено конструкторами, а просто десятилетиями стояли.
«СП»: Почему?
— Это — не экономичный самолёт. У него три двигателя, которые потребляют много керосина. И когда авиакомпании стали считать деньги, связанные с расходом топлива, они отправили борты Як-40 в ангары, и заменили их на более экономичные иностранные самолёты.
Сейчас возникла ситуация, когда у нас дефицит самолётов такого класса, и расход топлива на этом фоне уже не столь важен. Поэтому такие самолёты возвращают, если они нормально обслуживались за годы стоянки и сохранили лётный ресурс.
У нас сейчас много западных самолётов, которые из-за санкций остались без комплектующих и запчастей. Их эксплуатировать стало опасно.
А если у Як-40 всё есть, в том числе и запчасти, которые прилагались к комплекту самолёта, то и пусть он летает, если раньше простаивал и его налёт стоял на месте.
В советские годы самолет не передавался в эксплуатацию просто так. К нему прилагались комплекты из тысяч различных запчастей, от элементов шасси до авионики и двигателей. Пока самолёт стоял, эти детали хранились на складе. Что мешает всё это использовать? При правильном подходе тут нет ничего не опасного.
Например, конструктор в своё время дал самолёту гарантию на 30 или 40 лет при ежедневной эксплуатации. А если из этих 30 лет самолёт провёл 25 лет в ангаре, то почему бы ему и не полетать теперь?
Конечно, это — временная мера — пока мы не поставим на конвейер новые воздушные суда. Сейчас наша авиация вынуждена из худших решений выбирать лучшие. Поэтому я не удивлюсь, если ресурс и других марок советских самолётов решат продлить. Это никак не повлияет негативно на безопасность полётов. Ну а на экономичность пока можно закрыть глаза.
Потому что не на чем стало летать. Это вынужденная мера.
«СП»: Когда появятся новые отечественные самолёты?
— Очень трудный вопрос. В прошлом руководство нашей страны сказало: а зачем делать гражданские самолёты, если их можно купить на Западе.
Один из гуру тех лет Егор Гайдар сказал: «Боинг» нам даст столько самолётов, сколько мы захотим. И столько запчастей, сколько нужно. По условиям контракта, американцы должны в течение суток предоставить любую запчасть в любой точке планеты, где бы самолёт их производства ни находился. Запад нарушил все эти гарантии.
А сейчас оказалось, что многие компетенции по строительству самолётов для гражданской авиации мы в России потеряли. Есть некоторые успехи в их восстановлении. Мы всё-таки возобновляем производство двигателей, в том числе двигатель ПД-8 проходит испытания.
Но это не быстро. Если у нас около 150 якобы отечественных «Суперджетов» оснащены французскими двигателями, то нужно сделать 300 двигателей ПД-8, чтобы заменить французские, которые больше не обслуживаются их производителем.
«СП»: А почему мы не можем просто, в качестве временной меры, возобновить производство тех же Як-40, проверенных временем самолётов марки «Ту», «Ил» и других?
— Так производства были разрушены. Собственное самолётостроение наши либералы добросовестно уничтожали, за что получали иностранные награды. Мы расхлебываем последствия этих предательских и безграмотных деяний наших руководителей прошлого. Мы сейчас не можем собрать заново Як-40, а можем только пользоваться теми бортами, которые остались в старых запасах.
«СП»: В мире есть не только Запад. Есть другие страны. Мы совсем не можем покупать у них самолёты?
— Пассажирские самолёты класса Як-40 уже практически мало где делают. На не очень большие расстояния для массового пассажирского потока стали использовать скоростные железные дороги.
Но мы не опускаем руки. Курс на самолётостроение президентом России указан.
Другое дело, что у министров всё отлично, когда они докладывают президенту. У них всё готово, только нужно вправо сдвинуть. И так каждый раз. Лучший в мире самолёт МС-21 выкатывали ещё в нулевые годы прошлому президенту Медведеву.