
Самолёт «Байкал» так и не будет запущен в производство. Проект по созданию самого скандального в нашей гражданской авиации ближнемагистрального лайнера закрыт. Об этом сообщил в среду в Госдуме заместитель председателя правительства Юрий Трутнев.
Важно отметить, что только лишь одна авиакомпания «Аврора» заключила контракт на поставку 95 самолётов «Байкал», а всего их должны были изготовить, согласно государственной программе, около 140 штук до 2030 года.
В итоге с горем пополам с 2019 по 2025 годы выпустили три экспериментальных изделия, ни одно из которых не выдержало лётных испытаний. А суммы были потрачены немалые. Например, всего 2 месяца назад Минпромторг объявил, что на доработку самолёта «Байкал» будет выделено ещё более 10 миллиардов рублей.
Юрий Трутнев 14 мая сообщил депутатам, что теперь с «Байкалом» покончено, а государство вложится в ремоторизацию самолётов Ан-2.
Ан-2 — самолёт очень заслуженный, он признаётся одной из вершин инженерной мысли сороковых годов прошлого века. Его первые образцы поднялись в воздух 80 лет назад в Новосибирске под названием СХА (сельскохозяйственный самолёт Антонова). А в 1947 году эта летающая «этажерка» начала выпускаться серийно под названием Ан-2.
В конце прошлого века этот самолёт сочли в нашей стране устаревшим и прекратили его выпуск, но как показали прошедшие десятилетия — ничего нового взамен «кукурузника» так и не придумали. Сейчас в распоряжении российских авиакомпаний продолжают оставаться около 250 самолётов Ан-2, но не все они годны к полётам. А в Китае наши «этажерки» по советской лицензии выпускают до сих пор, только Поднебесная их модернизировала и присвоила своё название Y-5.
О том, когда мы сможем осуществить ремоторизацию Ан-2 и восполнить дефицит самолётов малой авиации — «Свободной Прессе» рассказал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
«СП»: Олег Михайлович, что случилось с проектом «Байкал», почему такой сокрушительный провал?
— Там сразу было понятно, что проект не самый удачный. Мало было вложено собственной инженерной мысли и собственного труда. Двигатели американские, конструкция тоже не самая подходящая для нашей страны. Например, этот самолёт не может садиться в поле, как Ан-2. Просто общественность поддержала этот проект, потому что всем хотелось, чтобы было создано хоть что-то для малой авиации.
А дальше началась наша обычная история обещаний, что всё будет очень быстро и качественно, только денег дайте. В последние два-три года уже все понимали, что никакого «Байкала» не будет, что это — очередная афера с бюджетными средствами.
Мы все летали на Ан-2, садились на нём и на лыжах на снег, и на поплавках на воду. «Байкал» не мог его заменить, но была надежда, что хотя бы на аэродромах с нормальными взлётными полосами новая «надежда малой авиации» послужит. Но этот проект зашёл в тупик.
Все говорили президенту, что вот дайте ещё немного денег, и всё будет. Говорил об этом прошлый глава Минпромторга, который ушёл на повышение, продолжал обещать новый министр промышленности.
Он объявил конкурс на выпуск «Байкала», один из заводов выиграл этот конкурс, а когда получил чертежи и экземпляр самолёта, то оказалось, что выпускать нечего. «Это всё никуда не годно, дайте ещё 10 миллиардов, но мы ничего не обещаем», — сказали победители конкурса.
И только сегодня вице-премьер Трутнев, для которого по специфике обязанностей особенно важна малая авиация, набрался смелости и сказал правду депутатом об этом. Замечу: не президенту сказал, а депутатам. Президенту, насколько я понимаю, ничего про «Байкал» еще не доложили. Никто не наказан.
«СП»: Теперь новая цель — ремоторизация АН-2. Есть предприятия, которые могут сейчас производить эти моторы?
— А на чём они будут летать? Ан-2 летал на авиационном бензине, который мы больше не производим. Россия полностью перешла на керосин. Двигатели для Ан-2 нечем заправлять.
Есть хороший вариант — поставить на старый фюзеляж самолёта Ан-2 турбовинтовой двигатель от самолёта Ан-3.
Этот двигатель сертифицирован, для него есть топливо. Если пойти по этому пути, то можно найти предприятия, которые возьмутся производить и устанавливать эти двигатели.
Но для этих предприятий понадобятся станки, которых у нас нет.
«СП»: За какое время можно решить эту проблему?
— Вам любой министр скажет, что через полгода всё будет. А через полгода повторит то же самое, и так — раз в полугодие. Пока никто никого из этих болтунов не наказывает — у нас всё всегда скоро будет. Мы выкачиваем из бюджета миллиарды, которые нам нужны позарез, на СВО и социальные дела, а через полгода выясняется, что нужно добавить, и тогда уже совсем скоро…
Но если подойти к делу ответственно, то сложного ничего нет. Станки — купить, работников — обучить, освоение денег — проконтролировать. И — не через полгода, конечно, — но в обозримой перспективе можно запустить моторы Ан-3 в серию. Ведь и Ан-3 — это тоже технологии прошлого века, только не сороковых годов, а семидесятых. Если в прошлом веке их могли спокойно делать, то сейчас — тем более должны. Не настолько же оскудели мозги.
Тут ведь ещё для чего нужен Ан-2. Это — летающая парта. Это идеальный самолёт для того, чтобы будущие лётчики открывали для себя практику в небе. Раньше все в училищах на Ан-2 начинали делать первые полёты.
Сейчас якобы учатся на западной технике, которая больше не летает, потому что к ней запчастей нет.
Я уже не говорю о том, что никто не спрашивает, куда делись эти миллиарды, которые утонули в проекте «Байкал». Мы драгоценное время теряем, нам летать не на чем, пилотов учить не на чем. Мы небо теряем.