Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Олег Смирнов: Российским двигателям не дают ходу чиновники

На пути возрождения авиапрома встало государство, накопившее миллиардные долги перед ОДК

13928
Олег Смирнов: Российским двигателям не дают ходу чиновники
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Материал комментируют:

Отечественный авиапром переходит к полной автономии, предусматривающей самостоятельное создание как планера, так и двигателя, заявил управляющий директор — генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель», академик РАН Александр Иноземцев.

Даже Соединенные Штаты не могут строить «Боинги» без кооперации с Европой и Японией. «Мы это делали раньше и будем делать сейчас», — пояснил академик в беседе с журналистом канала «Россия-1» Павлом Зарубиным.

С аналогичным заявлением еще 5 сентября выступил первый вице-премьер Денис Мантуров: Россия является единственной страной в мире, которая способна производить все комплектующие для самолетов. Мы были заинтересованы в международной кооперации, что, собственно, и лежало в основе «Сухого Суперджета» разработки начала 2000-х годов, напомнил замглавы правительства.

Читайте также
На зависть Илону Маску. Постсоветское пространство свяжут сверхскоростные «челноки» На зависть Илону Маску. Постсоветское пространство свяжут сверхскоростные «челноки» Батька нашёл способ приструнить РЖД с их непомерными аппетитами

Заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора и советник председателя профсоюза летного состава России по безопасности полетов Олег Смирнов, несмотря на схожесть высказываний конструктора и чиновника, выразил скепсис по отношению к словам последнего.

— Мы разное слышали от этого деятеля на протяжении последних 10−15 лет. Складывается впечатление, что на протяжении последних десяти лет он вводил в заблуждение президента, председателя правительства, а также всех нас. Ведь эти слова так и не подтверждались на деле.

Время идёт, государство расходует миллиарды из бюджета, из наших с вами денег, а результата нет. Вот это цена слов Мантурова. Но, правда, он наказан тем, что в свое время был снят с должности руководителя госкорпорации и назначен на должность заместителя председателя правительства.

«СП»: Своеобразное наказание. Как вы относитесь к словам Иноземцева?

— Ему, надо сказать, я поверил бы. Потому что это великий конструктор, создатель замечательных двигателей. А двигатель -самое сложное изделие в самолете.

Авиаконструкторы, занимающиеся двигателестроением, создают будущее отрасли. Если Иноземцев сказал — этому можно верить. И будем надеяться, что создаваемый сегодня двигатель ПД-35 станет прорывом в мировом двигателестроении.

Это двигатель с тягой 35 тонн (даже больше — 36 тонн) уже на взлете. Нужно организовать строительство самолетов под него, поскольку выпускаемые штучно моторы очень дорогие. Это задача Мантурова и его подчиненных.

В то же время для организации массового выпуска двигателей, необходимы заказчики, причем не только наши российские. Уверен, другие страны с удовольствием закажут двигатели Иноземцева: ПД-35, а также ПД-14 и ПД-8, которые тоже на выходе.

«СП»: Значит, перспективы просматриваются?

— Иноземцев, как видим, настроен оптимистично. Однако, насколько мне известно, его оптимизм гасит государство, потому что обещанные ему деньги в достаточном количестве не выделяются.

Это обстоятельство может загубить оптимизм конструктора, привести к тому, что негативные явления в отрасли будут продолжаться. Хотя, конечно, есть надежда, что после поездки нашего президента в Пермь положение изменится, к Иноземцеву прислушаются.

Есть информация (трудно сказать, насколько достоверная), что ОДК задолжали более миллиарда долларов.

Примечательно, что эти долги образовались из-за того, что некоторые заказчики не оплачивают изделия. Прежде всего, это относится к военно-промышленному комплексу, то есть к государству. Есть надежда, что после поездки президента этот вопрос смогут решить.

«СП»: Снова вопрос с большими долгами решает президент, а не чиновник, который отвечает за отрасль?

— Чиновник, как я уже сказал, видимо, вводил в заблуждение президента, премьера и других. Вспомните программу выпуска тысячи самолетов, над которой недоумевал весь мир — вместе с нами, авиаторами.

Тысяча самолетов — это две тысячи двигателей, миллионы комплектующих. А где их возьмешь, когда ни того, ни другого нет?

Это фактически срыв объявленного главой государства импортозамещения. Но работу нужно вести.

«СП»: Насколько вообще в наше время реально производить самолеты без зарубежной кооперации?

— Сегодня ни один самолет, ни один двигатель никто самостоятельно не делает. Возьмем «Боинг». На него работает полмира. Вторая половина мира, включая некоторых работающих на «Боинг», сотрудничают с «Эйрбасом».

Надо быть наивным человеком, чтобы полагать, что в одиночку можно сделать все, да еще при этом не выплачивать долги.

Читайте также
Братья по разуму вселяют в россиян веру и надежду Братья по разуму вселяют в россиян веру и надежду Однако, прежде чем вступать в контакт с нами, пришельцам надо прочитать «Войну и мир»

Сегодня одна из главных задач — решить для компании Иноземцева вопрос с этой задолженностью тем более, что средства окупятся многократно. Тогда и работа над ПД-35 будет продвигаться в нужном направлении и темпе.

«СП»: Будем надеяться, что этот двигатель не постигнет судьба НК-93.

— Не только НК-93, но и ПС-90, который хорошо себя показал. Работу над перспективными двигателями у нас в свое время остановили из-за прекращения финансирования, как и над другими комплектующими. Теперь уже нет сомнений, что в течение 30 лет шло умышленное разрушение отечественного авиастроения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Ведь самолеты требуют миллионы комплектующих, которые не сделаешь на коленке. Нужны заводы с квалифицированными инженерами, рабочими, учёными. Однако за три десятка лет, как я уже сказал, все это было разрушено. Восстановление началось лишь в последние годы.

Важно, что все поняли цену формулы «Запад нам поможет». Он нам хорошо «помог» — до сих пор пожинаем плоды его «помощи»: нам скоро не на чем летать будет. И еще долго придется расхлебывать.

Не все вопросы решаются. У нас до сих пор нет малой авиации, нет учебных самолетов. За такие действия виновников нужно ссылать в северные края, а не на теплые местечки. Больше такого нам допускать нельзя.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Казаков

Член совета профсоюза "Учитель"

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня