
14 июня впервые без участия делегации Беларуси состоялось заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ на уровне глав государств. Президенты России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении обсудили ряд насущных проблем коллективной безопасности и подписали соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Президент Беларуси категорически отказался от участия в заседании, соответственно, важнейший для всех членов ОДКБ документ не подписал.
Как известно, незадолго до заседания Совета ОДКБ глава Роспотребнадзора РФ Геннадий Онищенко начал так называемую «молочную войну» с Беларусью, запретив ввоз в Россию белорусского молока по достаточно формальным причинам. Многие политики считают отказ Александра Лукашенко от участия в заседании Совета ОДКБ ответом на экономические санкции России. Реакция в высших эшелонах российской власти оказалась противоречивой. Глава МИД Сергей Лавров заявил, мол, в России очень удивлены тем, что руководство Беларуси увязывает экономические вопросы с военными и политическими. А в администрации президента РФ, наоборот, высказались в том плане, что не удивлены поведением Александра Лукашенко и даже ждали такого поворота событий.
Между тем, то, что решение Лукашенко — это не каприз и не эмоциональный всплеск мятежного «батьки», как пытаются представить реакцию Минска некоторые политики, свидетельствует официальный комментарий пресс-секретаря МИД Беларуси Андрея Попова:
— Беларусь исходит из необходимости комплексного подхода к укреплению коллективной безопасности на пространстве ОДКБ. Все ее аспекты неразрывно связаны между собой. Одним из императивов должны стать меры по укреплению взаимной экономической безопасности членов ОДКБ. В этом контексте мы особо приветствуем прорывные решения по ускорению формирования Таможенного союза, достигнутые на днях в рамках ЕврАзЭС. В то же время, к нашему большому сожалению, на пространстве ОДКБ стали реальностью весьма негативные явления в сфере экономического сотрудничества. В настоящее время мы являемся свидетелями открытой экономической дискриминации со стороны одного из государств — членов ОДКБ против Республики Беларусь по важной товарной группе. Подобные действия объективно подрывают экономическую безопасность государства — члена Организации — то есть основу основ стабильности и, соответственно, комплексной, всеобъемлющей безопасности.
…Российская сторона 6 июня 2009 года запретила ввоз белорусского молока и молочной продукции без проведения заблаговременных консультаций с уполномоченными ведомствами с белорусской стороны, как это предусмотрено Соглашением 2003 года, а также Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о свободной торговле от 13 ноября 1993 года. Одновременно российская сторона потребовала проведения сплошной экспертизы всей номенклатуры поставляемой продукции в лабораториях Роспотребнадзора. Такое требование не соответствует положениям Соглашения и тем более неправомерно, что белорусские поставщики уже получили в 2009 году новые разрешительные документы российских лабораторий на всю поставляемую молочную продукцию. Российская сторона заявила о непризнании, таким образом, российских же сертификатов, потребовав тотального переоформления их в ином российском ведомстве.
К качеству поставляемой в настоящее время молочной продукции претензий не имеется.
У нас не имеется информации о введении российской стороной аналогичного запрета на ввоз молочной продукции в отношении каких-либо других государств, кроме Республики Беларусь, и российских производителей, не оформивших новых сертификатов.
В сложившейся ситуации Республика Беларусь, ожидавшая до последнего момента отмены дискриминационного запрета и урегулирования вопроса в установленном действующими международными соглашениями порядке, была вынуждена принять решение об отмене своего участия в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 14 июня 2009 года в Москве.
Что теряет и еще может потерять Россия в результате ставшей уже легендарной выборочной принципиальности Онищенко? Вот что думает по этому поводу президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов:
— Всего четыре месяца назад президенты России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко подписали в Москве соглашение «О совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны». В боевой состав единой системы ПВО вошли пять авиачастей, десять зенитных ракетных частей, пять радиотехнических частей и одна воинская часть обеспечения.
В сегодняшних условиях обе братские страны заинтересованы в кооперации оборонных усилий. Североатлантический альянс вблизи российских границ создаёт сеть военных баз, на территории новых членов блока интенсивно готовится инфраструктура для быстрого развёртывания натовских контингентов, активизируется космическая, воздушная и радиотехническая разведка российской территории. Радиус действия стратегической авиации альянса уже достигает Урала. Начали осуществляться планы размещения на территории Польши и Чехии элементов американской НПРО.
В этой ситуации многократно возрастает значение военного сотрудничества с Белоруссией, территория которой на 600 километров врезается в натовское пространство, ломая овальный изгиб недружественной нам Балто-Черноморской дуги и примыкая вплотную к окружённой силами НАТО Калининградской группировке российских войск.
Руководство Белоруссии не раз заявляло, что готово разместить на своей территории российские «Искандеры». Источник в российском военном ведомстве сообщает, что одним из ответов России на развертывание объектов американской системы стратегической ПРО в Европе могло бы стать размещение в Белоруссии также и мобильных ракетных комплексов «Тополь».
Реальность таким планам придает хороший уровень военно-стратегического партнёрства, достигнутый двумя нашими странами. Военные основательно потрудились для того, чтобы крепло военно-техническое сотрудничество, проводились совместные учения (очередное намечено провести под кодовым названием «Запад-2009»), чтобы наращивался консолидированный оборонный потенциал.
Что касается «Искандеров», то до 2020 года планируется поставить в Белоруссию 27 таких комплексов, которые, в первую очередь, заменят старый ракетный комплекс «Точка-У» в 465-й бригаде ракетных войск и артиллерии ВС Белоруссии.
Выдвинутый на территорию Белоруссии «Искандер» может наносить весьма болезненные удары по территории близлежащих натовских государств, поражая объекты систем ПРО и ПВО, авиатехнику на аэродромах, командные пункты, огневые средства.
Надо сказать, что договорённость о закупке «Искандеров» является лишь «первой ласточкой» в начавшемся переоснащении белорусской армии. Министр обороны РБ генерал-полковник Леонид Мальцев неоднократно заявлял, что Белоруссия готова приобрести у РФ самолеты Су-30, Су-34 и Як-130, ударный вертолет Ми-28Н, зенитный ракетный комплекс С-400. Минск стремится к приобретению самого современного вооружения, что также является фактором повышения общей обороноспособности Союзного государства.
Первые даже не кирпичики, а мощные плиты заложены и в основание совместной системы ПВО: Минску безвозмездно переданы четыре дивизиона зенитно-ракетных систем С-300. Между Россией и Белоруссией происходит непрерывный обмен информацией об аэрокосмической обстановке и перемещениях войск НАТО.
Наконец, важнейшей составляющей обеспечения безопасности наших стран является сама белорусская армия, которую многие эксперты считают наиболее боеспособной на всём постсоветском пространстве. В сущности, армия Белоруссии являет собою образец для Российской армии: небольшая, компактная, хорошо вооружённая, материально обеспеченная, дисциплинированная. Понятно, что в силу своего географического расположения именно белорусская армия будет вынуждена выступить авангардом вооружённых сил Союзного государства в случае неблагоприятного развития событий на западном направлении.
Всего этого система обороны России может лишиться, если будет продолжаться, мягко говоря, далеко не братская политика в отношении Беларуси.
Конечно, белорусско-российское военно-техническое сотрудничество еще далеко не во всем эффективно и достаточно. Прямо скажем, требуется «немного»: проявить политическую волю с тем, чтобы экономические отношения между Россией и Белоруссией не мешали, а способствовали развитию ВТС.
В такой ситуации, формально, может быть, и безукоризненные действия Онищенко накануне заседания ОДКБ выглядят провокационными. Чувствуется, что за этим демаршем стоят силы, которые стремятся не допустить создания Коллективных сил безопасности.
Фото [*]