В 2019-м цены на моторное топливо несколько раз подскочат на 7−10%
Авария ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-10» произошла из-за неоткрытия сопла увода бокового блока первой ступени ракеты. Об этом 1 ноября заявил председатель аварийной комиссии Олег Скоробогатов на пресс-конференции в Центре управления полетами.
По его словам, нештатная ситуация произошла на 118 секунде полета. Скоробогатов подчеркнул, что датчик ракеты мог быть сломан только при ее сборке на Байконуре. Российская сторона уже проинформировала NASA об итогах расследования. Также комиссия рекомендовала переаттестовать сотрудников Байконура, собирающих «Союзы», добавил председатель комиссии.
А накануне пресс-конференции Скоробогатова глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин устроил разнос своим подчиненным. На совещании, посвященном аварии, он потребовал организовать работу «в режиме драфтинга», и пообещал лишить премий тех, кто «накосячит».
На видеозаписи с совещания Рогозин рвет и мечет: «Я вас буквально заставил подписать контракт в начале июля этого года. Сколько месяцев после этого прошло? Вы все оглядываетесь друг на друга — какие-то сменки-пересменки и так далее».
В 2019-м цены на моторное топливо несколько раз подскочат на 7−10%
«Слушайте, мужики, так нельзя работать: три месяца ушло на перемигивание. Товарищи, я вам запрещаю заниматься перепиской — будете работать в режиме драфтинга, значит, должны будут приезжать на совещание исключительно уполномоченные представители генерального директора либо генеральный директор, раз. Во-вторых, с уже проработанной позицией, два. В-третьих, с правом и ответственностью внести изменения уже в ходе совещания» — предупредил глава «Роскосмоса».
И грозил серьезными неприятностями: «Вы уже и так профукали время, вы что? Никаких денег переносить на следующий год не будем. Если узнаю, что кто-то там накосячил, то лишу всех премий — со всеми вытекающими».
Напомним, авария «Союза», направлявшегося к МКС, произошла 11 октября после старта с космодрома Байконур. Поводом для срабатывания аварийной системы спасения стала нештатная ситуация при отделении первой ступени носителя. На 123-й секунде полета капсула с членами экипажа — командиром, космонавтом «Роскосмоса» Алексеем Овчининым и астронавтом NASA Ником Хейгом — отделилась и впоследствии благополучно приземлилась в казахской степи, где и была обнаружена поисково-спасательным отрядом. Как отметил исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалев, ЧП с носителями такого типа произошло впервые с 1986 года.
Понятно, и на старуху бывает проруха. И все же авария «Союза-ФГ», который считается одной из самых надежных ракет, говорит о том, что в отрасли далеко не все так гладко, как хотелось бы. Напомним, в последние годы российские космические корабли терпят аварии с удручающей регулярностью.
«Урожайным» выдался 2015-й год: в апреле грузовой «Прогресс М-27М» вышел на 30 км выше расчетной орбиты и впоследствии сгорел в плотных слоях атмосферы, в мае аварией завершился запуск «Протон-М» с мексиканским спутником MexSat-1, в декабре был потерян новейший спутник дистанционного зондирования Земли «Канопус-СТ». В декабре 2016-го у «Прогресс МС-04» возникли проблемы с телеметрией, из-за чего он вышел на нерасчетную орбиту и потерпел аварию. В ноябре 2017 года ракета-носитель «Союз-2.1б» с 19 космическими аппаратами на борту рухнула в Атлантический океан.
И вот теперь авария «Союза-ФГ» пополнила «черный список». С финансовой точки зрения «Роскосмос» затрат понести не должен: ракета-носитель и корабль «Союз МС-10» были застрахованы на сумму до 4,66 млрд. рублей.
К слову, страховщики, из-за серьезных потерь уже отказываются страховать ближайшие старты Роскосмоса.
Что же не так с нашей космической отраслью?
— Каждая ракета-носитель собирается в течение трех-пяти лет, и сейчас невозможно точно сказать, на каком этапе были заложены проблемы, которые привели к аварии «Союза-ФГ», — отмечает гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — Совершенно точно одно: Рогозин не руководил «Роскосмосом», когда аварийный «Союз» изготавливали.
«СП»: — Аварий российских кораблей в космосе стало больше — это наследие 1990-х, следствие того, что из отрасли ушли квалифицированные кадры?
— Это системная проблема, и космосом она не исчерпывается. Когда в магазине рабочий, несмотря на слова менеджера, кладет на прилавок просроченный продукт — это с чем связано?! А страна у нас одна, везде одни и те же люди работают. Причем, я не про руководителей сейчас говорю — про исполнителей.
«СП»: — Во времена СССР аварий в космосе было меньше?
— Когда делались первые ракеты, аварийность была выше, чем сегодня. И это — нормальная ситуация. И при Сергее Королеве было раздолбайство и ошибки, и после него.
Известен, например, такой случай. В 1970-е на боевое дежурство ставят в шахту жидкостную двухступенчатую МБР УР-100. Заправляют топливом, а из бака течет струйка гептила. В баке, оказывается, отверстие. Поднимают протоколы по изготовлению — оказывается, при сварке в шве была обнаружена трещина. И было указание: разделать шов и заварить заново. Шов разделали, но не заварили — и при этом в протоколе стоит подпись мастера, который должен был организовывать работы по заварке, и подпись контролера, что работа проведена.
По словам людей, на глазах которых произошла эта история, чтобы «не губить» мастера и контроллера — чтобы их не посадили и не расстреляли — дело решили замылить.
Замечу, 1970-е — это самый расцвет нашей ракетно-космической техники. А ЧП тогда случались такие же, как сегодня, если не похлеще.
«СП»: — Сегодня многие считают, что космосом занимаются люди, которые в нем не вполне разбираются, и это порождает проблемы. Это действительно так?
— Комическая отрасль большая, и руководство в ней очень разное. Я просмотрел видео совещания с участием Дмитрия Рогозина. То, о чем глава «Роскосмоса» говорит, касается не области техники, а организационной и договорной работы. В этом он, поверьте, хорошо понимает.
Еще раз повторю: в России так уж повелось, что каждый исполнитель может закатать такую бочку дегтя, что ее никаким медом разбавить не удастся. Я не завидую Рогозину — я бы на его месте вообще не справился бы с этим делом. Потому что разобраться в нашем бардаке, где каждый подставляет руководство, очень тяжело.
Док-утопленник в Мурманске сорвет Северному флоту график боевых служб
Я не думаю, к примеру, что это Рогозин пришел в ФГУП имени М.В. Хруничева, и приказал сборщикам перевернуть вверх ногами датчики, а контролеру — скрыть этот факт. Речь, поясню, идет об аварии ракеты-носителя «Протон-М» со спутниками «Глонасс» в июле 2013 года. Как установило следствие, крушение произошло из-за неправильной установки датчиков угловых скоростей. Их перевернули на 180 градусов, то есть поставили вверх ногами. Это исказило работу системы управления ракеты-носителя, вызвало ее падение и разрушение. Ущерб превысил 5 миллиардов рублей.
Рогозин на совещании говорит все правильно: люди занимаются формальными согласованиями, объясняют, что это сложно и невозможно — вместо того, чтобы сделать простейшую работу, и увязать пару слов в контракте.
Честно говоря, у меня на предприятии сотрудники зачастую страдают тем же самым. И им приходится примерно так же объяснять: надо сесть и разобраться, а не заниматься перепиской «я так вижу», «я специалист», «а надо ли». У нас часто каждый суслик в поле — агроном. Думаю, с этим было связано то, о чем говорил Рогозин.
«СП»: — Как исправить ситуацию с аварийностью в космосе?
— Прежде всего, нужно повышать исполнительную дисциплину. Возможно, следует судиться с работниками. Даже ввести уголовную ответственность за то, что они делают, а не покрывать их. Другого пути, к сожалению, я не вижу.
Космическая одиссея: Ученые ищут женщин-добровольцев, которые согласятся на роды в космосе
Происшествия на орбите: NASA — Роскосмосу: Гудбай, мистер Рогозин