В России могу ввести ответственность за неверное указание на картах территории страны, в том числе Крыма. Об этом со ссылкой на сенатора от республики Крым, члена комитета по международным делам Совета Федерации Сергея Цекова 20 января сообщила газета «Известия».
В издании отметили, что соответствующий законопроект будет рассмотрен в течение трех месяцев, а пока решается вопрос, как закрепить в законодательстве понятие «изображения карты России» и определить порядок его применения.
Газета также напоминает, что в настоящее время в России не предусмотрено наказание за некорректное отображение государственных границ. Однако подобная практика есть в других странах. Например, в Китае за такое штрафуют на сумму до 200 тысяч юаней (это более 30 тысяч долларов), а в Индии за это предусмотрено уголовное наказание.
Впрочем, надо отметить, что к такому закону может возникнуть еще ряд вопросов. Например, как он будет применяться к иностранным изданиям, которые подчеркивают, что уважают «территориальную целостность» Украины? Их тоже штрафовать, гонясь по всему миру за их имуществом? Именно этим занимается Украина, поднимая истерику всякий раз, когда где-то в мире появляется карта с российским Крымом. Не думаю, что подобная реакция благотворно влияет на репутацию украинских властей даже на Западе, который во всем поддерживает Киев.
Или же закон будет направлен в первую очередь внутрь страны? Напомним, на той же Украине власти активно преследуют тех, кто пусть даже случайно ставить под сомнение принадлежность Крыма. Так, планируется проверить телеканал NewsOne после выхода в эфир с картой Украины без Крыма. А в начале ноября прошлого года было организовали расследование из-за демонстрации главой Госслужбы по безопасности на транспорте Михаилом Ноняком карты с российским Крымом.
У нас все эти действия вызывают, как минимум, недоумение, но не станем ли мы похожими на щирых украинцев, если начнем огульно наказывать за «неправильные карты»?
И потом, в стране, и в частности, в Крыму существует много проблем: коррупция, недостроенная инфраструктура, рост цен, несмотря на открытие моста — не будет ли такой закон в глазах крымчан выглядеть попыткой властей заболтать реальные проблемы? Действительно ли он так нужен именно сейчас?
Кстати, сам Цеков заявил РИА «Новости», что «сейчас… актуальность законопроекта стала не такой острой».
— Законопроект появился в ситуации, когда любая ошибка изображения Крыма на картах, отсутствие изображения полуострова или его искажение, а также вопросы, связанные с государственной принадлежностью региона, получают активное освещение в СМИ — как российских, так и зарубежных, — отмечает член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
Поэтому инициатива крымского сенатора Цекова, полагаю, преследует в первую очередь именно медийный эффект. Как, впрочем, и многие другие предложения наших законодателей. То есть существует, как минимум, медийное оправдание его появления. Да, поднять и гнать волну в СМИ — самое простое решение в любом сложном положении, этим многие охотно пользоваться. И здесь могут быть вопросы не к отдельному сенатору, а в целом к системе взаимодействия власти и прессы. Но вопросы эти наверняка останутся лишь риторическими, лежащими где-то в абстрактно-философской плоскости.
Считаю, что в данном случае критиковать законопроект с позиции «в стране других проблем полно» будет неправильно. Так, в духе кухонной дискуссии, можно спорить с любым предложением, этот путь явно тупиковый. Пока на международной арене существует проблема признания Крыма неотъемлемой и легитимной частью Российской Федерации, данный вопрос будет сохранять актуальность и остроту в любых его вариациях. Это понятно и неизбежно. Другое дело, насколько целесообразно подходить к проблеме именно с репрессивной стороны?
Полагаю, это путь ошибочный. В нашем законодательстве сегодня, пожалуй, существуют все разумные инструменты для защиты территориальной целостности страны, а в данном случае речь идет именно об этом. А если для имитации «борьбы» штрафовать и сажать, к примеру, владельцев каких-то частных изданий, допустивших ошибку в карте, то кому это принесет пользу, кроме чиновников?
Предлагаю иной вариант. В России есть Русское географическое общество. И на законодательном уровне можно обязать эту уважаемую и влиятельную организацию осуществлять соответствующий картографический мониторинг и следить за качеством выпускаемых в России карт. И уже спрашивать именно с РГО. Но в целом, повторю, обсуждаемый законопроект в первую очередь относится к сфере информационной политики, это элемент современного медийного противостояния по крымскому вопросу. Точнее, противостояния между теми, для кого российский статус Крыма является очевидным, и теми, кто вопреки здравому смыслу продолжает отрицать это.
— Меня очень огорчает, что в последнее время происходит скрытая «украинизация» России, — говорит крымский журналист Сергей Кулик.
— Включишь, например, федеральные каналы, а на политических ток-шоу — шум, крики, мордобой, ведущие изгоняют приглашенных ими же гостей из студии, иногда и до нецензурщины скатываются. Невольно возникает ощущение, что смотришь украинское телевидение — там подобное давно уже в порядке вещей.
Эта инициатива сенаторов очень напоминает действия находящихся в русофобском угаре украинских «патриотов». Те из них, кто сумел пролезть в Верховную Раду, разрабатывают законы о привлечении к уголовной ответственности украинцев, отрицающих факт «российской агрессии», а остальная мелюзга бегает по улицам и пристает к людям с вопросом: «Чей Крым?», швыряя за неправильный ответ в мусорный контейнер.
Насколько я понимаю, автором законопроекта является сенатор Сергей Цеков. Я с уважением отношусь к Сергею Павловичу, который уже долгое время возглавляет «Русскую общину Крыма». Но хотелось бы видеть более существенные шаги, направленные на развитие полуострова. Знаете, свою трудовую деятельность Сергей Павлович начинал хирургом в центральной больнице моего родного Джанкойского района. Я на прошлой неделе был в тамошнем Центре занятости, и, пока ждал директора, изучал стенды. Я насчитал свыше тридцати (!) вакансий врачей всего лишь для одной районной больницы, в которой некогда трудился сенатор. Кадров не хватает, те, кто еще остался, достигли пенсионного возраста, следовательно, люди лишены качественного медицинского обслуживания. Вот о чем надо думать в первую очередь и Совету Федерации, и Государственной Думе!
Или другой момент. Некоторые крымские политики, не имея за плечами каких-нибудь видимых успехов, но страдая от излишнего реформаторского зуда, сейчас усиленно продвигают идею укрупнения муниципальных образований — якобы в целях экономии средств. Как это будет выглядеть на деле? Есть, например, степной район площадью 2 700 км² и населением 66 тысяч человек. Его объединяют с городом, и все это становится городским округом. Но проблема в том, что в городских округах не предусмотрены фельдшерско-акушерские пункты и, чтобы даже померить давление, какой-нибудь сельской пенсионерке придется ехать за тридцать — сорок километров в районную больницу, где, как я уже сказал, и так не хватает медицинских кадров. Это не считая других потерь от подобной «реформы» для жителей села, которых волевым решением стремятся записать в горожане — от льгот для бюджетников, наполняемости школ и до тарифов.
Эти вопросы, рост благосостояния жителей Крыма для сенаторов, полагаю, должны быть гораздо важнее, чем подобные сомнительные законодательные инициативы.
От подобного закона, если его примут, крымчанам пользы ноль целых ноль десятых.
«СП»: — Кстати, почему только сейчас возникает это предложение? С чем это может быть связано?
— Возможно, разгадка кроется в том, что осенью предстоят выборы в Государственный совет и органы местного самоуправления. Если нет реальных успехов, о которых можно честно отрапортовать избирателю, приходится создавать информационные поводы, бить на патриотизм. Хотя, по моему мнению, настоящий патриотизм заключается не в том, что каждый день с утра до ночи повторять «Крым — наш» или выискивать «неправильные» карты. Патриотизм — это ежедневный напряженный, ответственный труд, направленный на то, чтобы сделать удобными для проживания свой двор, свою улицу, свой город, а, следовательно, свою страну.
«СП»: — Каким, по-вашему, все же должно быть наказание за неправильное обозначение Крыма? Штраф? Уголовка?
— Законодателям не стоит выдумывать велосипед. Еще четыре года назад Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла «крымскую» поправку в Уголовный кодекс, ужесточающую ответственность за публичные призывы «к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Она предусматривает и штрафы, и лишение свободы.
«СП»: — Не возникнет ли проблем на международной арене, если начать «прессовать» зарубежные издания, которые не признают Крым российским? Или закон должен распространяться только на российские предприятия и граждан?
— Мне самому интересно, как будет выглядеть реализация такого закона. Наймут штат сотрудников, которые за счет налогоплательщиков будут кататься по миру, от Ванкувера до Уагадугу, и искать по местным лавкам «неправильные» атласы? Хотя, думаю, иностранные издатели могут легко выйти из положения. Они просто будут закрашивать полуостров не в «украинский» или «российский» цвет, а в какой-нибудь серо-буро-малиновый, делая отметку, что это — «спорная территория».
Новости Крыма: Украинский чиновник сообщил об угрозе, изучив снимки Крымского моста из космоса
Военные новости: Черное море: США под прикрытием морпехов перебросили на Украину водолазов-диверсантов