18 марта 2014 года Крым официально стал частью Российской Федерации. Жизнь полуострова за эти пять лет достаточно сильно изменилась. Однако в разных источниках эти изменения оцениваются по-разному. Киевские СМИ рисуют картину разорения и упадка, российские — процветания и успехов. Поэтому для понимания сути происходящего в Крыму мы решили для начала обратиться к объективной статистике.
По данным Госстата Украины, валовой региональный продукт Крыма в 2013 году составил примерно 46,4 млрд. гривен или по курсу того времени порядка 185 млрд. рублей. Данные 2018-го еще пока не оглашались, но в 2017-ом ВРП РК достиг 359 млрд. Таким образом, всего за четыре года он подскочил почти в два раза.
Средняя зарплата в Крыму в 2013 году была 2824 гривны или 11,2 тыс. рублей. По итогам 2018-го она составила уже 29,2 тыс. рублей — поднявшись почти в три раза. Да, это еще существенно меньше, чем в среднем по России (43 тыс. руб.), но тенденция очевидна.
Средняя пенсия в последний год существования «украинского Крыма» достигла 1397 гривен (5600 рублей). В 2018-ом она составляла 12,1 тыс. рублей — увеличившись более чем в два раза.
Если взять основу экономики Крыма — туризм, то по сравнению с 5,9 млн. туристов в 2013 году, в 2018-ом полуостров принял 6,8 млн. отдыхающих.
Это все хорошо. С другой стороны, рост доходов вкупе с «особой ментальностью» крымского бизнеса подстегнул рост цен на все. И те же туристы, которые бывали в Крыму «до и после», отмечают: при Украине отдых обходился дешевле. Сами же крымчане, благодаря Крымскому мосту, проложили дорожку в супермаркеты Краснодарского края. Впрочем, надо признать: из всех трудностей, с которыми сегодня сталкивается полуостров, рост цен — отнюдь не главная проблема.
За время пребывания в составе «незалежной» на территории Украины не был реализован ни один крупный инфраструктурный, энергетический либо промышленный проект. Все фактически было построено на временных схемах. Проект строительства электростанции похоронили, замкнув львиную долю энергоснабжения полуострова на ведущую с Украины ЛЭП. На дорожную сеть ставили «заплатки», но принципиально не обновляли. Значительную часть туристической инфраструктуры составляли, если не флигели-времянки во дворах частных домов, то трех-четырехэтажные бараки, построенные на земле под ИЖС либо садовых участках. И так было буквально со всем.
В то же самое время существовало и нечто такое, о чем в Крыму сегодня тоскуют, судя по сообщениям в соцсетях и на форумах, многие. Речь идет о возможности «решать вопросы» путем «бытовой коррупции». Пользователи интернета делятся тем, что заплатив энную сумму денег, можно было решить буквально все — от оказания качественных медицинских услуг до землеотводов и ведения бизнеса. Это порождало определенную извращенную «демократичность» — наличие денег делало людей «равными».
Сегодня же все больше и больше вопросов решается в рамках законности и непростых бюрократических процедур. И это на практике, по словам местных бизнесменов, превращает решение вопросов в непростой квест.
Поэтому тысячи жителей Севастополя лишились, например, прав собственности на земельные участки, выданные с процедурными нарушениями при украинской власти, и не могут себе их вернуть (причем, многие из оставшихся без земли являются добропорядочными покупателями, не отводившими, а купившими пресловутые «сотки»). По той же причине все больше и больше предпринимателей, работавших без документов либо с их частичным набором, вынуждены сворачивать свою деятельность.
В то же самое время, из жизни Крыма уходит ощущение «тотальной времянки». Крымский мост, трасса «Таврида», новый терминал в аэропорту Симферополя, две ТЭС, позволившие полуострову стать полностью энергонезависимым — все это надежно и на долгие годы. Это не только делает жизнь людей лучше и удобнее, но и внушает им уверенность в завтрашнем дне.
Правда, абсолютное большинство интернет-комментаторов отмечают тот факт, что эффективными обычно являются проекты, реализуемые напрямую «федералами». Местные власти порою дают странные сбои. Но в то же самое время, они за это несут и ответственность.
Под следствием или судом за последние годы оказался целый ряд высокопоставленных чиновников — вице-премьер, министр транспорта, глава администрации Керчи и другие. В украинские времена ничего сопоставимого по масштабам в области борьбы с коррупцией не происходило.
Одним из самых неприятных моментов в жизни Крыма и Севастополя является то, что в связи с санкциями на полуостров не заходят крупные российские компании — банки, торговые сети и мобильные операторы. И дело тут не только в материальном аспекте, хотя важен, конечно, и он — «нехватка» конкуренции позволяет местному бизнесу безнаказанно поднимать цены. Отсутствие возможности оплатить «коммуналку» в отделении крупного «материкового» банка или воспользоваться услугами МТС «без роуминга», являются для крымчан, по их словам, символом того, что процесс их воссоединения с Россией еще до конца не завершен.
Впрочем, несмотря на ворчание, для большинства из них главное все-таки то, что они — дома. И выбору, сделанному в 2014-ом, люди верны. Согласно результатам исследования, проведенного ВЦИОМ, если бы референдум о воссоединении с Россией проходил сегодня, то за жизнь в составе России проголосовали бы 89% жителей полуострова.
Крым российский: Киев: Крым выстроился в очередь за паспортами с трезубцем
Новости Крыма: Аксёнов прокомментировал обещания украинских кандидатов «вернуть Крым»