Личный рейтинг доверия Владимиру Путину за неделю с 13 по 19 мая снизился до минимального значения — 31,7%. Как сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), он оказался минимальным с января 2006 года.
Год назад в ходе аналогичного опроса этот показатель составлял 47,4%. Заметное падение личного рейтинга президента социологи отмечают с середины июня 2018 года, когда было объявлено о пенсионной реформе, одной из самых существенных позиций которой стало повышение пенсионного возраста.
Вторую и третью позиции в личном рейтинге заняли министр обороны Сергей Шойгу и министр иностранных дел Сергей Лавров с 14,8% и 13% соответственно. А вот личный рейтинг премьер-министра Дмитрия Медведева составил лишь 7,6%.
Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист Михаил Делягин напомнил, что в 2005 году был «чудовищный кризис», связанный с монетизацией льгот, который привел к тому, что на улицы вышли миллионы людей.
— Это было очень сильно и болезненно. В 2006 году это доверие начало восстанавливаться. В начале 2006 года оно росло. Сейчас мы видим падение этого доверия. Причем, если перед майскими праздниками оно было еще 33,1%, то сейчас за неделю после них упало до 31,7%. Падение достаточно существенное, неприятное. При этом оно не затронуло власть в целом. У Лаврова рейтинг повысился, причем с 10,5% - 5 мая до 13% - 19 мая. То есть это не является общим недоверием государству как таковому. Хотя у Медведева рейтинг свалился с 8,6% до 7,6%.
«СП»: — С чем это связано? С пенсионной реформой?
— Это не результат пенсионной реформы, она уже отыграна. Это, я думаю, общее разочарование государством, властью. Люди понимают, что у них нет никакого будущего. Раньше оно было связано с Чемпионатом мира по футболу-2018, сейчас официально пустое - как украинцев.
У людей отняли будущее и не объяснили, что будет дальше. А дальше будет то же самое или станет еще хуже. Хотя официальная пропаганда твердит, что у нас все лучше.
Дополнительный фактор то, что после майских праздников люди стали задумываться: а что у нас с деньгами на лето? А поскольку уровень жизни падает, то люди обнаружили, что денег на лето у них нет.
«СП»: — Есть шанс, что рейтинг будет подниматься?
— Чтобы он начал подниматься, люди должна начать верить Путину. Если сейчас Зеленский обострит войну на Украине до состояния 2014−15 годов, так, что снаряды опять будут рваться на нашей территории и погибать наши жители, тогда, наверное, рейтинг Путина повысится, но не сильно и не намного, потому что принципиальная разница между российскими и украинскими олигархами невелика. Там они людей живьем сжигают, там террор. У нас нет террора, как там. Но у нас многие миллионы людей с трудом сводят концы с концами, влачат жалкое существование. Так что разница количественная, а не качественная.
Если господин Путин хочет в не экстремальной ситуации повысить свой рейтинг, то он должен проводить политику, направленную на нужды России, а не кого-то еще. Но Путин сложился в качестве государственного деятеля в окружении Собчака. А какая при нем была социальная политика, какое развитие?
Если бы он мог теоретически себе представить, что можно развивать свою страну как это делают немцы, японцы, китайцы, поляки, в конце концов, думаю, он бы это делал, потому что есть, в конце концов, инстинкт самосохранения. Но он, на мой взгляд, просто не может себе это вообразить.
Директор Центра развития региональной политики, политолог Илья Гращенков отметил, что рейтинг упал не одномоментно, ВЦИОМ фиксировал падение рейтинга ранее.
— Очевидно, что есть и глобальный тренд, и личное неприятие власти, отображением которой является Владимир Путин. Выстроенная иерархия властной вертикали не позволяет амортизировать удар по рейтингу высшего должностного лица с помощь падения рейтинга нижестоящих, как это обычно происходит в системе демократии.
Возьмите, например, Екатеринбург, из-за которого, скорее всего, и фиксируется очередное падение. Там резко упали индексы поддержки и губернатора, и всей власти в целом. Но всей власти в целом — это как раз рейтинг Путина, потому что есть Путин, а под ним, с точки зрения народа, ничего нет. Поэтому если народ в целом считает, что что-то происходит неправильно, то народ адресует свое недовольство Путину. Это неоднократно подтверждалось «прямыми линиями» президента, когда, чтобы построить дорожку в парке, нужно личное указание президента и так далее. То есть это короткое плечо — народ-президент, между которыми никого нет, как раз и является фактором падения рейтинга.
«СП»: — Наиболее резкое падение рейтинга отмечалось около года назад, и было связано с пенсионной реформой. Она продолжает оказывать влияние на рейтинги?
— Мне кажется, что пенсионная реформа стала уже глобальным фактором. Конечно, за год эффект от решения прошел. Но она стала «вишенкой на торте» всех несправедливостей — маленьких зарплат, невозможности устроиться на нормально оплачиваемую работу, отдать детей в детский сад и так далее. Это общий фон, который непонятно кому адресовать: то ли местным властям, то ли федеральным. Пенсионная реформа — это как бы символ антисоциальной направленности нынешнего государства, правительства. Она стала точкой отсчета.
Новости внутренней политики: Кремль, подняв себе зарплаты, прописал России социальный оптимизм