Правительство России продолжает распухать, как на дрожжах: Минэкономики стало первым федеральным ведомством, где у министра оказалось 12 замов. Наверное, по одному — для каждого месяца. Чиновников пересаживают из кресла в кресло, только эффективности это правительству не добавляет. Почему?!
Бюрократы плодятся и размножаются
Новым заместителем министра экономического развития стал бывший сотрудник КГБ Михаил Бабич. Должностей он прежде успел сменить множество: работал в правительстве Московской области и Чеченской Республики, был депутатом Государственной Думы, полпредом президента в ПФО и, наконец, российским послом в Белоруссии.
Назначение заместителем министра бывшего сотрудника спецслужб, впрочем, не вызвало бы никакого общественного резонанса. Если бы не одно «но»: Бабич стал 12-м по счету заместителем министра экономического развития.
— У Министерства экономического развития самая широкая повестка. Оно вовлечено практически во все вопросы, связанные со стратегическим развитием страны. И именно поэтому за каждое такое направление отвечает свой специалист, — прокомментировал это решение нынешний шеф Бабича, министр Максим Орешкин.
История с назначением Бабича демонстрирует, как способна «плодиться и размножаться» федеральная бюрократия. Заниматься экс-посол будет экономическими связями со странами СНГ, чем раньше ведал другой заместитель Тимур Максимов (бывший заместитель руководителя Федеральной таможенной службы).
В общем, чиновники пересаживаются из кресла в кресло, но эффективности государственному аппарату это вряд ли прибавляет.
— Универсальный рецепт, чтобы заставить государственный аппарат работать эффективнее есть, но он работает только в случаях, когда общество и власть понимают эффективность одинаково, — говорит «Свободной прессе» доктор политических наук, глава правления экспертной группы «Сова» Михаил Савва. — Эффективность — это когда чиновник действительно работает на общество и его цель — повысить качество жизни людей.
Если этот вопрос решен, то можно применять тот самый «универсальный рецепт». Его ингредиенты — регламентация действий чиновника, то есть установление жестких правил для любого действия, и контроль чиновника. Проблема многих стран с неэффективной властью в том, что они не определились с общей для всех целью. А без этого все остальное бесполезно… Люди готовы (и они правы), видеть в качестве такой цели повышение качества жизни. В то время как реальной целью власти в России является поступательное развитие силовых структур.
Олимпийский чемпион оказался самым скромным
«Свободная пресса» подсчитала, сколько же замов у федеральных министров. Оказалось, что на 22 министерства их насчитывается 163. Самыми «щедрыми» на должности оказался, как уже говорилось, Максим Орешкин, а также министр финансов Антон Силуанов (у него 11 заместителей, в том числе двое — первых), министр обороны Сергей Шойгу (также 11 замов) и министр иностранных дел Сергей Лавров (11 замов, включая генерального директора министерства — по сути зама по хозяйственной части).
Чуть скромнее министр промышленности и торговли Денис Мантуров (10 заместителей) и министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев (9 замов).
По восемь заместителей у министра здравоохранения Вероники Скворцовой, министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константина Носкова, министра науки и высшего образования Михаила Котюкова и министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина.
Ну а какой же министр в России самый «скромный»? Оказывается, олимпийский чемпион по фехтованию, а ныне глава Минспорта Павел Колобков, которому хватает всего четырех заместителей.
По пять замов у министра по развитию дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, министра культуры Дмитрия Мединского и министра народного просвещения Ольги Васильевой. И ничего ведь, как видно, хватает…
Министров подсчитали, а секретарш — «забыли»
А сколько вообще в России должно быть чиновников? По данным портала «Госслужба», за прошлый год не были укомплектованы более 20% должностей гражданских служащих федеральных государственных органов власти: вакантными числятся свыше трех тысяч должностей из почти 14,5 тыс.
Скажем, в администрации президента, Федеральной антимонопольной службе (ФАС), министерствах строительства и природных ресурсов не хватает четверти чиновников. А в двух судебных органах — Верховном и Конституционном судах России — и вовсе вакантными числятся треть должностей. Ну а, скажем, в аппарате Счетной Палаты (где, между прочим, трудится более тысячи человек!) не хватает каждого седьмого сотрудника.
Замечает ли этот недокомплект общество? Или, выходит, из бюрократической армии России можно безболезненно вычеркнуть пятую часть всех чиновников, но страна от этого не пострадает?! Большая нехватка специалистов (если верить Росстату) — не в федеральных органах власти, а в их территориальных подразделениях.
Причем 100%-й укомплектованности нет ни в одном регионе, близки к этому идеальному показателю лишь три республики Северного Кавказа — Дагестан, Ингушетия и Чечня. Видимо, потому что там больше работать негде, вот молодежь и рвется всеми силами пополнить чиновничью армию. Кстати, стоит помнить, что статистика учитывает только численность специалистов высшего и среднего звена, но из нее выпадают обеспечивающие специалисты (скажем, секретарши).
Новости внутренней политики: Министры правительства Медведева поделили Россию, словно «дети лейтенанта Шмидта»
Новости культуры: «Режиссерский опыт помогает»: сотрудник администрации президента поставил оперу Чайковского