Белорусский лидер Александр Лукашенко поручил оценить эффективность пенсионной реформы. Проверкой, как реформа отразилась на размере пенсий белорусов, займутся республиканские Минфин и Минсоцтруда. Об этом заявил глава финансового ведомства Максим Ермолович.
Напомним, пенсионная реформа идет не только в России, но и в союзной Белоруссии. Правда, белорусский вариант стартовал раньше, и выглядит значительно мягче российского.
Основой реформы стало повышение минимального трудового стажа для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста. С советских времен в Белоруссии он составлял 5 лет, и правительство начало с того, что с 1 января 2014 года увеличило его вдвое — до 10 лет. С 1 января 2016 года он составил уже 15,5 лет. Далее он ежегодно увеличивался на полгода до достижения показателя в 20 лет. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется трудовой стаж с уплатой страховых взносов не менее 20 лет.
Те, кому не хватило страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Ее размер — 50% от прожиточного уровня пенсионера.
В 2016-м году Минск, кроме того, заявил о предстоящем увеличении пенсионного возраста. Чиновники объясняли, что в противном случае Фонду социальной защиты населения (ФСЗН), из которого выплачиваются пенсии, грозит катастрофический дефицит.
Лукашенко, говоря о пенсионной реформе, объяснил, что она нужна в связи с изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни. В 2018 году эти аргументы, в ходе телеобращения к россиянам, фактически повторил Владимир Путин. «Сегодня темпы роста продолжительности жизни в России — одни из самых высоких в мире. За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет (7,8 года)», — сказал Путин.
Заметим: в отличие от России, в Белоруссии развернулась дискуссия по повышению пенсионного возраста. Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый — постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет.
В итоге остановились на первом сценарии пенсионной реформы: 58/63. Поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.
И вот Лукашенко потребовал подвести промежуточные итоги. Пока цифры выглядят так. В 2018 году фонду соцзащиты Белоруссии удалось показал профицит свыше 300 миллионов белорусских рублей.
В первом квартале 2019 года коэффициент замещения в Белоруссии — отношение средней пенсии (ее размер 393,51 белорусских рубля) к средней зарплате — составил 38,3%. Хотя власти ставят целью поднять его до 40% - уровня, предусмотренного конвенцией МОТ № 102
Для сравнения: в России, уже после повышения пенсионного возраста и пересчета пенсий, произошло повышение коэффициента замещения — примерно до 33%. Но штука в том, что это относится только к неработающим пенсионерам. Пенсии у тех, кто продолжает работать, значительно ниже. Причем пенсии работающим в России не индексируют.
Добавим, что в Белоруссии пенсионные взносы платят и работодатель (28% от фонда заработной платы), и работник (1% заработка). В России такие страховые отчисления были при Борисе Ельцине. С нулевых годов, усилиями фундаменталистов, страховые взносы в нашей стране тихой сапой переведены в прибыль буржуазии. Вместо 28−29% платится 22% страховых взносов. Единственное, усилиями Путина на 2011 год они были установлены на уровне 26%. Это был единственный год, когда пенсии в постсоветской России достигли 40% от зарплаты.
Возможно, из-за всего перечисленного в Белоруссии пенсионная реформа не сопровождалась протестными акциями. Можно сказать, к пенсионерам в Белоруссии относятся, как когда-то в СССР — всячески их поддерживают, в том числе солидным пакетом льгот. Что симптоматично, более половины россиян (59%), согласно опросу «Левада-центра», считают основной позитивной чертой советской эпохи заботу государства о простых людях.
Вот и создается впечатление, что режим, который в большей степени ориентируется на советские ценности, окажется в итоге более жизнеспособным.
— В России в самые тяжелые 1990-е, когда все обрушилось, люди выживали за счет пенсий своих родителей, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Так было по всей стране. При всех недостатках ельцинской эпохи, пенсии выплачивались вовремя, и они позволяли выживать.
Да, конечно, пенсионеры при Ельцине не могли — как пожилые американцы или итальянцы — ездить отдыхать на Карибские острова. Но худо-бедно, они держались на плаву.
И надо понимать: ельцинская пенсионная система была основана на советской системе. А как бы кто не относился к СССР, там была отработанная десятилетиями модель соцзащиты, и работала она достаточно эффективно.
Это потом пришли реформаторы, и стали ельцинскую пенсионную систему методично разрушать. В итоге мы имеем то, что имеем, а именно эту пенсионную реформу.
«СП»: — Пенсионная система в Белоруссии похожа на ельцинскую?
— По сути, в республике до сих пор используется советская модель пенсионного обеспечения. Да, там тоже существует определенное недовольство уровнем пенсий — людям хотелось бы побольше. Тем не менее, Лукашенко удалось не допустить массового неприятия пенсионной реформы — как это произошло в России.
В нашей стране, напомню, более 90% населения высказались против повышения пенсионного возраста.
Я так понимаю, почему Кремль пошел на жесткий вариант пенсионной реформы. Тем, кто определяет нашу судьбу, хочется кушать хлеб не только с маслом, но и с икрой. И другого пути, кроме как выжимать соки из простого населения, они не видят. По логике власть имущих, кроме нефти и газа, есть еще десятки миллионов людей, от которых можно что-то получить.
Исходя из этого они и проводят пенсионную реформу — не ради улучшения жизни пенсионеров, а ради сокращения расходов бюджета, и ради перекладывания средств от этой экономии в собственные карманы.
Именно этим занимается, я считаю, новая политическая элита России — чиновники и руководство госкорпораций.
Ну что на это сказать? Остается лишь пожелать, чтобы элита подавилась деньгами, которые она собирает с пенсионеров.
«СП»: — Путин, повышая пенсионный возраст, одновременно осуществил ратификацию конвенции № 102 Международной организации труда (МОТ). Там записано, что пенсия должна соответствовать 40% средней заработной платы. Как в реальности выглядит положение российских пенсионеров?
— Я считаю, по сравнению с 1990-ми положение даже ухудшилось. Как заявила аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова, при средней пенсии 14 тысяч рублей, после оплаты ЖКУ и лекарств, российский пенсионер может позволить себе потратить всего 200 рублей в сутки. И это без учета необходимости покупать одежду и обувь.
Пенсионная реформа вряд ли изменит ситуацию. При таком подходе, рано или поздно, Кремль получит «ответку» — и очень суровую.
И жалеть российские власти не стоит: они за что боролись, на то и напоролись.
«СП»: — Если бы Кремль выбрал белорусский вариант пенсионной реформы, политическая ситуация в России была бы более стабильной?
— Думаю, да. Не было бы нынешнего массового недовольства, «наката» на власть. Проблема только в том, что на виллы в Куршевеле и особняки в Лондоне нужны деньги, а денег от нефти и газа на всю российскую элиту, видимо, уже не хватает.
«СП»: — В начале 1990-х на уличные акции протеста часто выходили пенсионеры. Сейчас такая активность со стороны пожилых возможна, или опасаться ее властям не приходится?
— Главный принцип общественного консенсуса, который сложился в последнее десятилетие — лишь бы не было войны. Люди пенсионного и предпенсионного возраста до сих пор боятся повторения 1990-х. Они помнят, что тогда было, к чему привел распад СССР. Поэтому ситуация, при которой пенсионеры окажутся на острие протеста, сегодня вряд ли возможна.
Новости социальной политики: Пенсионная реформа позволила платить работникам меньше МРОТ