Проведенный недавно опрос «Левада-центра» показал, что все больше людей в нашей стране с добрыми чувствами вспоминают жизнь во времена СССР.
Согласно ему, 39% респондентов убеждены в том, что для советского периода было характерно постоянное улучшение жизни людей. Треть (31%) восхищаются отечественной наукой и культурой. А больше половины (59%) считают, что основной характерной чертой советской эпохи была забота государства о простых людях. Которая проявлялась, в том числе, и в заботе о пожилых, тех, кто вышел на пенсию.
В середине 80-х средняя пенсия в стране составляла 72 рубля. Максимальную — 120 рублей получали учителя, инженеры, врачи. Этих денег при тех ценах вполне хватало на нормальную жизнь. Пенсионеры ездили отдыхать на море и в санатории, помогали детям и внукам, что-то откладывали.
Интересно, что в 2008 году подобных оценок — относительно отношения власти к народу — было в два раза меньше. Впрочем, ничего удивительного тут нет. Одной пенсионной реформой, в результате которой у простых людей, по сути, украли пять лет жизни, власть продемонстрировала, какие у нее нынче приоритеты и кого она защищает.
Сегодня людей беспокоят иные проблемы, нежели поездка на какой-нибудь курорт. Чему свидетельство — многочисленные обращения лично к президенту РФ Владимиру Путину с жалобами на несправедливость, нищенские зарплаты и пенсии, разрушающееся жилье. С годами их меньше не становится, наоборот, все больше. Потому и нарастает протест.
Протестуют россияне против мусорных свалок, преследования журналистов, точечной застройки, уничтожения скверов в угоду чьим-то сомнительным проектам, новым «запретительным» законам. Но больше всего — против новой пенсионной реформы, принятой в прошлом году.
Возмущены даже крымчане, ждавшие от него весной 2014-го совсем иного в том, что касается обычной жизни, заботы о людях. А те, кто пять лет назад, испугавшись возможного военного конфликта на полуострове, переехал на Украину, в надежде вернуться домой, когда все успокоится, теперь не хотят — из-за варварской пенсионной реформы.
— Я бы сказал иначе — людоедской, ведущей к истреблению собственного населения, — категоричен 80-летний петербуржец Геннадий Кравченко, в конце 1980-х бывший депутатом Ленсовета. — Само это слово «пенсионная реформа» вызывает у меня содрогание и стойкое неприятие. Чтобы поднимать в России возраст дожития, нужно для начала поднять уровень самой жизни. Нам говорят: в Европе тоже возраст подняли. Тогда создайте нам такие условия, как в Европе, если равняетесь на неё! Народ возмущается: такое могли придумать только враги, а глава государства одно в ответ: они патриоты, желают добра и благополучия, в будущем сами убедитесь. Да полстраны до этого светлого будущего не доживет!
При нынешних размерах пенсий (средняя по стране 14,8 тыс. руб.), ценах на продукты, коммуналку, лекарства, да еще при том, что пенсионный возраст подняли на пять лет, — прогноз петербургского пенсионера не кажется таким уж нереалистичным.
В Карелии, например, сейчас средний размер пенсии составляет у рядовых граждан 17,3 тысячи рублей. У мелких чиновников — примерно 22 тысячи. И это с «северными» надбавками!
— Хотите знать, вспоминаю ли я времена СССР? Конечно, — ответил на звонок «СП» Павел Хямялайнен, в недавнем прошлом лидер региональной организации КПРФ. — Много важного было наработано в те годы. Каждый советский человек чувствовал себя социально защищенным. Была бесплатная и при этом качественная медицина. Бесплатное высшее образование — любой мог поступить в выбранный вуз при должной подготовке. Была достойная пенсия. И грамотно рассчитанный возраст выхода на заслуженный отдых. А теперь, после того, как подняли пенсионный возраст, останутся ли у людей в возрасте на что-нибудь силы? Будут ли средства, чтобы не бедствовать? Современная российская жизнь и работающим-то не позволяет жить нормально.
Лаконичен был Михаил Боярский, народный артист РФ:
— Во времена СССР жили мы в большинстве своем небогато, но в принципе на жизнь хватало, — сказал он. — При этом отношения между людьми были человеческие, доброжелательные. В этом главное отличие тех времен и нынешних.
Комментирует тему по просьбе «СП» Наталья Евдокимова, член Совета по развитию гражданского общества при президенте РФ.
— Сравнение нынешней ситуации в стране с тем, как мы жили в советские годы, точно не в пользу современной России, — сказала Наталья Леонидовна. — Начать с того, что та давняя система соцзащиты граждан была основательно продуманной, учитывала потребности людей. Было совсем небольшое число граждан, которые получали персональные пенсии за особые заслуги перед государством.
Своя система льгот была у ветеранов войны, многодетных матерей. Матери-одиночки получали небольшие, но достойные ежемесячные пособия. Что касается всех остальных граждан, то их пенсия напрямую зависела от стажа. Кто хорошо работал всю жизнь, тот достойно и получал «на дожитие». Таких понятий как «черный нал», «серая зарплата» не существовало. Они были просто невыгодны. Сейчас, наоборот, многие предпочитают получать заработок, минуя кассу. А численность привилегированных категорий граждан разрослось до каких-то просто невероятных размеров!
«СП»: — О расслоении российского общества на касты не говорит нынче только ленивый!
— Самой многочисленной и высокооплачиваемой скоро могут стать госслужащие. Таких привилегий, разного рода доплат, бонусов, как у них, да ещё у депутатов, нет больше ни у кого в стране.
Возьмите «Закон о ветеранах», где ветераны поделены на разные категории. У одних прибавки к пенсии больше, у других меньше. Почему? Зачем создавать напряжение в их среде? А его создают, в том числе, пенсионным неравенством, кастовостью.
«СП»: Вы ведь член президентского совета. Можете, наверное, донести свои мысли и предложения до президента?
— И могу, и регулярно пытаюсь это сделать. Не раз подавала ему через помощников свои деловые записки с предложениями как по пенсионным делам, так и по зарплатам бюджетников. С реальными примерами, а не с теми часто сильно преувеличенными, о которых докладывают ему губернаторы, министры, помощники. Не знаю, дошли ли они до Владимира Владимировича. Ответов не получала. Возможно, ему приятней читать те записки, в которых рассказывается о том, «как хорошо все в нашем королевстве».
«СП»: — Если бы вы, Наталья Леонидовна, были большим государственным начальником, чтобы изменили в стране?
— Изменила бы систему начисления пенсий. Вернула бы советскую, может быть, с некоторыми поправками на наше время. Пенсия должна выплачиваться по результатам трудовой деятельности. Нынешние миллионные зарплаты в госкорпорациях и 12−15-тысячные пенсии у рядовых граждан — это путь «в никуда». Я часто езжу по регионам. Люди там бедствуют. Кто может, уезжает в Петербург или Москву. По сравнению с глубинкой, жизнь в столицах кажется провинциалам настоящей сказкой. Но сказка эта обманчива…
Пенсионная система: Пенсионная реформа Путина оказалась хуже, чем на Украине, столкнув Россию в демографическую яму
Новости социальной политики: Пенсионная реформа: Путин назвал главный приоритет государства