
Российская лизинговая компания «Авиакапитал-сервис» (АКС, входит в «Ростех») подала иск на $225 млн. к корпорации Boeing. Через окружной суд Чикаго она требует расторгнуть контракт на покупку 35 самолетов 737 MAX 8. Плюс вернуть предоплату в размере $35 млн., а также возместить недополученную прибыль на $75 млн. и ущерб на $115 млн. Об этом сообщила газета Financial Times, затем Boeing подтвердил информацию агентству Reuters.
По данным британского издания, это первый иск к Boeing от заказчика 737 MAX в связи с проблемами с безопасностью. Напомним, полеты и поставки 737 MАX — новейшего среднемагистрального лайнера в линейке Boeing — были остановлены в США, странах ЕС и Азии в марте после второго за четыре месяца крушения такого лайнера.
В октябре прошлого года самолет Boeing 737 MAX индонезийской авиакомпании Lion Air выполнял рейс из Джакарты на остров Банка. Вскоре после вылета судно упало в море в районе западного побережья острова Ява. На борту находились 189 человек, никто из них не выжил.
Другой 737 MAX разбился в марте этого года в Эфиопии. Самолет авиакомпании Ethiopian Airlines летел из города Аддис-Абеба в столицу Кении Найроби. На его борту были 157 человек, среди них представители 35 стран, в том числе трое россиян. Все они погибли.
Специалисты, которые занимаются расследованием, предварительно пришли к выводу, что самолет спикировал и врезался в землю. На бортовом компьютере сработала программа, которая корректировала действия пилотов в фоновом режиме. Та же ситуация имела место на борту индонезийского Lion Air.
АКС утверждает, что обе катастрофы стали следствием безответственных действий и решений Boeing, которые выразились в дефектном проекте самолета и утаивании критически важной информации, цитирует FT иск. Boeing скрыл информацию о летной годности Max от потребителей по всему миру с целью убедить их купить самолеты, отмечается в документе.
Для Boeing иск АКС чреват миллиардными убытками. Один 737 Max 8 стоит около $60 млн., и только контракт с АКС оценивается в $2,1 млрд. А ведь 35 самолетов — лишь малая часть парка 737 Max.
К моменту остановки полетов у авиакомпаний по всему миру летало 389 самолетов 737 Max 8 и 737 Max 9 (более вместительная версия, их поставлено несколько десятков). Плюс у Boeing имелись 4636 заказов на Max.
И теперь эти авиакомпании несут крупные убытки. American Airlines сообщила, что простой самолетов обойдется ей в $350 млн., Southwest Airlines — не менее $200 млн., а Norwegian Air — примерно в $60 млн. Boeing уже заявил, что может потерять только от простоя около $1 млрд.
Ранее Boeing сообщал, что ведет переговоры со своими клиентами, и зарезервировал $4,9 млрд. на покрытие потенциальных претензий. Однако та же АКС от компенсации отказалась. Как заявил FT юрист российской компании Стивен Маркс, размер предлагаемой выплаты был неадекватен.
Пока Boeing обещает, что к осени завершит доработки по 737 МAX, и предъявит новую модификацию самолета на тестирование Федеральной авиационной администрации США. Но ясно и другое: крушение двух лайнеров из-за неполадок автоматических систем управления нанесли американскому производителю огромный репутационный ущерб. В этой ситуации могут вырасти продажи не только Airbus, но и менее крупных производителей. В том числе, из Китая и России.
Подкосит ли скандал Boeing, сумеет ли российский авиапром воспользоваться ситуацией?
— Наше самолетостроение сумело бы воспользоваться ситуацией вокруг Boeing, если бы наша отрасль была как до 1990 года, — отмечает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР. — Тогда наше самолетостроение по мощи было сопоставимо с Boeing и Airbus. Но сейчас от него остались жалкие куски. Потому мы и летаем на западной авиатехнике — 95% пассажирооборота в гражданской авиации РФ выполняется на тех же Boeing и Airbus.
Мы сегодня западными концернам не конкуренты. Достаточно напомнить, что Минпромторг не может найти исполнителя для создания легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий на замену устаревшему Ан-2. А ведь речь идет о простейшем маленьком самолете.
Надо понимать: гражданское самолетостроение в России на сегодня убито. И прежде всего благодаря усилиям наших высших государственных чиновников.
«СП»: — Вернемся к Boeing. Как получилось, что концерн оказался в центре скандала?
— Boeing — самолетостроительная фирма № 1 в мире. И промахи, которые он допустил, оказались столь велики, что ситуацией занялся лично президент США Дональд Трамп. Именно он остановил полеты 737 MAX над Америкой, несмотря на титаническое противодействие лоббистов концерна.
На деле, в Boeing очень увлеклись бизнесом. Насколько, что Федеральная авиационная администрация США — мощнейший надзорный орган, жалким аналогом которого является наша Росавиация — передала государственную функцию сертификации воздушных судов самим самолетостроителям, то есть, «Боигну». И «Боинг» в итоге наворочал дел.
Поясню: именно сертификация позволяет государству полностью контролировать самолетостроителя. Выбирать лучшие проекты, но при этом требовать полного соответствия заданным авиационным правилам.
Так вот, Трамп обязал генпрокурора США заняться этим вопросом, и тот тут же порекомендовал президенту отстранить руководителя ФАА от занимаемой должности. Что Трамп и сделал — разогнал всю верхушку ФАА, и поставил там новых людей.
Трамп, я считаю, поступил абсолютно правильно. За сотни трупов в авиакатастрофах кто-то обязательно должен нести ответственность.
Замечу также, что Трамп таким решением поставил себя в сложное положение. Boeing входит в двенадцать крупнейших промышленных корпораций страны и «большую тройку» изготовителей вооружения и военной техники США. Концерн также является крупнейшим работодателем Сиэтлского промышленного района и Северо-Запада США в целом. Это сотни тысяч рабочих мест — которые, замечу, мы сами американцам отдали, угробив собственную самолетостроительную отрасль.
Boeing — колоссальный бизнес-монстр, который питает казну государства, и который представляет США во всем мире. За «Боингами», напомню, покупатели выстраиваются в очередь.
Но Трамп не побоялся поставить концерн на место.
«СП»: — Теперь «Боингу» придется подвинуться с мирового рынка?
— Я так не думаю. Трамп наведет порядок в концерне и Федеральной авиационной администрации, и Boeing полностью сохранит лидирующие позиции. Именно таким, я считаю, будет исход, хотя сейчас проблем у концерна хватает.
«СП»: — Как выглядят перспективы иска «Авиакапитал-сервиса»?
— То, что мы предъявили претензии Boeing — это правильно. Замечу, что сумма иска по меркам концерна ерундовая. В России просто очень мало 737 MAX. Но в тех же США таких лайнеров сотни, и многие компании уже предъявили концерну претензии за простой бортов. Так почему нам этим не заняться?
Другой вопрос, что судебное разбирательство не будет быстрым. Подобные иски рассматриваются в течение как минимум года. И нам нужно очень ответственно подойти к предоставлению доказательной базы. Суд в Чикаго, я считаю, не станет специально занимать позицию на стороне «Боинга». Но и нам подыгрывать точно не будет.
Новости гражданской авиации: Черное крыло: Россия пытается спасти самолет, в который уже вложили больше $ 5 млрд
Авиапроисшествия: Пассажирский лайнер пролетел свыше тысячи километров на одном моторе