пятница, 8 августа
совместно с Жэньминь жибао

Два взгляда на историю: Постмодерн Путина и реализм Си Цзиньпина

Как оценивают прошлое своих стран лидеры России и Китая

3086

Произнесенные недавно Владимиром Путиным слова о славных победах русского народа над печенегами и половцами хоть и стали поводом для пародий и насмешек, но, как мне кажется, уже не вызвали какого-то большого удивления. Создается впечатление, что люди все больше свыкаются с миром постмодерна, частью которого, к сожалению, мы являемся.

Это побудило меня взять в руки глобус и начать жадно искать страны и континенты, не пораженные страшным вирусом постмодернизма: США исключаются, как очаг этой заразы, Европа тоже вызывает сомнения… И тут на глаза мне попадается Китай. «Какую картину прошлого рисует глава китайского государства и как апеллирует к ней в своей политике?» — отвечая на эти вопросы, я выяснил, что если в мире и есть силы, сопротивляющиеся болезни постмодерна, то искать их надо в Поднебесной.

Продуманная теория

Как вы уже могли догадаться, подробно отвечать в данной статье мы будем именно на второй вопрос, но на всякий случай дам ответ и на первый: нет, Си Цзиньпин ни разу не произносил неуместных высказываний о китайской истории. От Председателя КНР вы не услышите оправданий зверств Чан Кайши или критики Мао Цзэдуна, в то время как президент нашей страны может позволить себе возлагать цветы к могиле Маннергейма, а на следующий день цитировать Сталина.

Читайте также

Си Цзиньпин выстроил стройную, последовательную и логичную картину китайского прошлого, которая объединяет в себе как далекую древность, так и противоречивую историю ХХ в. Все основные мысли лидера КНР о роли прошлого в современном Китае изложены в его двухтомной работе «Си Цзиньпин о государственном управлении», изданной на 21 языке в 100 странах мира общим тиражом в более 6 млн. экземпляров.

Уже само название книги, которое дословно переводится как «Беседы об управлении государством и ведении политикой», отсылает нас к древнекитайскому трактату «Искусство войны» известного мыслителя и полководца Сунь-Цзы. «Управлять государством и ведать политикой — разве это не великое дело? Управление государством подобно дороге, ведение политикой — маршруту», — цитирует труд великого стратега Си Цзиньпин. На протяжении всей политической программы, изложенной в двух томах книги, Председатель КНР объясняет, что значит управлять государством и ведать политикой, связывая это понятие с китайской политической традицией, классовым подходом и модернизацией марксистского учения.

Главное понятие, которое встречается практически в каждом пункте каждой главы книги, — это народные массы. Си Цзиньпин призывает придерживаться марксистских принципов по отношению к массам, но также и уделяет немало внимания конфуцианскому подходу к народу: «Конфуций сказал: «Сущность истинного правления заключается в избытке продовольствия, достатке оружия и доверии народа. Можно отказаться от оружия, можно отказаться от продовольствия — смерти никому не избежать. Но если народ перестанет доверять, то государству не устоять».

Мен-Цзы (372 — 289 гг. до н.э.; один из главных конфуцианских философов после Конфуция) сказал: «Народ составляет главный элемент в государстве, духи земли и хлебов — второстепенный, государь — последний». И вместе с традиционными максимами Конфуция и Мэн-Цзы, Си Цзиньпин ставит знаменитые слова Мао Цзэдуна о роли народных масс: «Народ, только народ всегда был движущей силой исторического развития». Таким образом, Си Цзиньпин умело соединяет все лучшее и полезное для нынешних условий, что может дать традиционная китайская мысль, с марксистским учением.

Впечатляющая практика

Си Цзиньпин искусно объединяет разные эпохи не только в теории, но и на практике государственного управления. Практически все главные политические, экономические и социальные программы Председателя КНР ознаменованы традиционными китайскими афоризмами или отсылками к ним.

Так, говоря о борьбе с коррупцией — своей главной политической повестке — Си Цзиньпин ссылается на литературную аллюзию «Смелый муж отрубает руку, укушенную змеей» из традиционного китайского романа Ло Гуаньчжуна «Троецарствие». Главный герой романа Гуань Юй после укуса змеи отрубает себе руку: яд в данном случае синонимичен коррупции, а рука символизирует чиновников.

Девизом беспрецедентной антикоррупционной кампании Си Цзиньпина стал лично сочиненный им афоризм, стилистически подражающий традиционным китайским поговоркам, — «Бей тигра, дави муху». Под «тиграми» лидер КНР подразумевал высших партийных чиновников и бизнесменов, замешанных в коррупции, а под «мухами» — мелких административных работников. Иными словами, антикоррупционная компания должна была отстранить от власти коррупционеров и вытравить любые признаки самого явления кумовства из жизни китайского общества.

Читайте также

Не менее важная для Си Цзиньпина программа борьбы с бедностью в стране, которая должна быть побеждена в Китае к концу 2020 г., тоже связана с китайской литературной традицией. Построение «общества среднего достатка» (сяокан), как называется эта программа в политическом дискурсе КНР, отсылает нас к строке из стихотворения «Народ страждет», входящего в классический сборник «Книга песен»: «Народ наш страждет ныне от трудов — Удел его путь будет облегчен». Последнее слово из этого отрывка — «облегчен» — также можно перевести как «средний достаток» или «материальное благополучие», что и было удачно использовано сначала Дэн Сяопином, а затем и Си Цзиньпином.

Обращается лидер Китая и к историческим аллюзиям. Глобальный экономический и инфраструктурный проект КНР «Один пояс и один путь» ссылается на всем известный Шелковый путь, связывающий в древности Восточную Азию со Средиземноморьем. Согласно этой концепции, Китай создаст всю необходимую инфраструктуру в странах Средней и Юго-Восточной Азии для проведения торговых маршрутов КНР в страны Европы и Африки. Таким образом, Китай закрепит свои позиции в азиатском регионе и сформирует новые торговые площадки для экономического взаимодействия Поднебесной со всем миром.

Такая твердая и обоснованная позиция Си Цзиньпина по отношению к прошлому своей страны, на мой взгляд, объясняется одной немаловажной традицией коммунистических лидеров, от которой по естественным причинам отказалось нынешнее российское руководство. Си Цзиньпин, Дэн Сяопин, Мао Цзэдун и другие лидеры КНР были известны не только как практики, но и как теоретики.

На Председателя КНР, как когда-то и на советских руководителей, возлагается немаловажная обязанность быть ученым и развивать марксистское учение в статьях и монографиях. Кто-то назовет эту традицию архаизмом, но на мой взгляд, отказываясь от нее, мы неизбежно скатываемся к хаосу постмодернизма, одним из последних оплотов борьбы с которым остается сегодня Китай.


Китай сегодня: Хорошая новость для планеты, плохая для США: Китай начинает подъем

Коронавирус: Брюс Эйлвард, ВОЗ: «Если я заражусь вирусом, надеюсь, меня будут лечить в Китае»

Последние новости
Цитаты
Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня