Зампред комитета Госдумы по международным делам Наталья Поклонская направила Верховному комиссару по правам человека ООН Мишель Бачелет информацию о водоснабжении Крыма, которую та ранее запросила. Сообщается, в частности, что управление Верховного комиссара ООН по правам человека интересовали данные о перекрытии Украиной поставок воды по Северо-Крымскому каналу.
По словам Поклонской, в материалах содержатся данные о том, что Украина незаконно перекрыла Северо-Крымский канал, питающийся от международной реки Днепр, который являлся основным источником пресной воды для населения Крыма. Она отметила, что это привело к опустошению водохранилищ, перебоям водоснабжения, засолению почв, а также создало реальную угрозу жизни и здоровью жителям полуострова и экологии части Юго-Восточной Европы.
Поклонская призвала осудить эти действия Киева и принять меры по восстановлению канала. Аргументы украинской стороны по этому поводу она назвала нелепыми, так как ссылаться на свою непричастность к отсутствию питьевой воды и призывать Россию самостоятельно решать вопросы доступа к ней после подобных действий является «шантажом и сильно напоминает поведение обычного вора на скамье подсудимых с неудачным адвокатом».
Сообщается, что к материалам также приложены обращения крымчан, в том числе крымских татар, по данной проблеме, которые готовы дать конфиденциальные интервью УВКПЧ.
Напомним, до присоединения Крыма к России в марте 2014 года Украина обеспечивала до 85% потребностей полуострова в пресной воде через Северо-Крымский канал. Однако Украина перекрыла шлюзы канала. В результате полуостров начал испытывать проблемы с водоснабжением, которые обостряются сезонно. Так, в начале 2020 года, который называют одним из самых засушливых за последние 150 лет, обмелели многие водохранилища.
Напомним также, что на Украине периодически возникают дискуссии о необходимости возобновления поставок воды то по гуманитарным соображениям (в Киеве считают Крым своей территорией, а его жителей — своими гражданами), то с целью заработать на продаже воды. Однако эти предложения наталкиваются на реакцию «патриотической общественности», считающей сами разговоры об этом «зрадой». Дошло даже до принятия парламентом специального закона, запрещающего поставки воды в Крым до его «деоккупации».
И если происходящее в украинском политическом дискурсе давно не вызывает ни удивления, ни возмущения, то не очень понятно, для чего Россия постоянно призывает Киев открыть канал? Ведь очевидно, что при нынешней украинской власти этого не произойдет. Зачем сотрясать воздух, писать в ООН
— Поклонская действует правильно, — уверен политолог, председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Я думаю, что она не питает иллюзий по поводу изменения позиция Киева по вопросу поставки воды в Крым, но акцентируя внимание на этом вопросе на уровне ООН, депутат Госдумы в очередной раз показывает истинное лицо украинских властей.
«СП»: — По большому счету, можно ли ситуацию квалифицировать как нарушение прав человека? Ведь Украина считает, что Крым оккупированная территория, значит, она не обязана помогать ее жителям. А если признать, что Крым это Россия — так и вовсе не обязана…
— Перекрыв Северо-Крымский канал, Украина нарушила нормы международного гуманитарного права. Об этом необходимо кричать на весь мир. Если Киев на словах считает крымчан своими гражданами, то о каком перекрытии воды вообще может идти речь? Кроме того, Украина не может иметь исключительных прав на днепровскую воду. Международному сообществу необходимо напоминать о том, что от истока до устья Днепр протекает по территории трёх государств: Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины.
«СП»: — Почему на Западе закрывают на это глаза? Почему нарушают собственные принципы? Или они реально не в курсе, что там происходит?
— Запад сам неизвестно за что наказал крымчан, введя санкции против жителей региона. Если Запад считает, что нас якобы «оккупировали», то почему он давит на нас, крымчан, санкциями? Сюрреализм! Запад ведёт себя так же, как и Киев по отношению к крымчанам, от этого и его молчание по этому вопросу.
«СП»: — Можно ли теоретически представить себе, что в ООН признают действия Киева нарушением прав человека? Есть ли у ООН механизмы, способные на что-то повлиять?
— Теоретически это возможно, но не в ближайшее время. На уровне Совбеза такая оценка будет заблокирована, а Управление Верховного комиссара ООН по правам человека уже столько раз врало о ситуации с правами человека на полуострове, что на его объективность не стоит рассчитывать.
«СП»: — Почему Россия постоянно апеллирует к Украине по поводу воды? Не пора ли уже признать, что воды от них мы не дождемся никогда и искать альтернативные источники?
— А почему вы считаете, что мы не ищем альтернативные источники? Работа по этому направлению ведётся. Однако политически Москва обязана акцентировать внимание всего мира на античеловеческой политики Киева по крымскому направлению.
— Если Украина считает Крымский полуостров оккупированной территорией, а его жителей — своими гражданами, страдающими под «тяжким гнетом оккупанта», то она должна облегчить эти страдания и пустить воду в Северо-Крымский канал, — считает крымский журналист Сергей Кулик.
— Но киевский режим поступил иначе — постмайданная власть понимает, что крымчане не хотят жить в этой новой Украине, и использует водную блокаду как метод наказания жителей Республики Крым и Севастополя за их сознательный выбор, сделанный на референдуме 2014 года.
«СП»: — Обращение в ООН поможет? ООН может вообще что-то сделать?
— Во второй половине двадцатого века, когда существовал двухполярный мир и основные игроки его соблюдали хоть какие-то правила игры, даже тогда ООН мало что решала. Зачастую она даже благословляла империалистические войны — вспомним хотя бы Корейскую войну. А помогли многочисленные резолюции ООН народам Вьетнама, Ирака, Ливии? Мир наступал лишь тогда, когда сверхдержавы приходили к выводу, что пришло время договариваться. Вот когда сверхдержавы договорятся по Крыму, тогда решение ООН будет не только принято, но и реализовано. Но всё равно, обращаться в ООН стоит — как говорится, стучите и вам откроют… По крайней мере, международная организация юридически зафиксирует водный геноцид со стороны сопредельного государства. На будущее пригодится.
«СП»: — А можно ли вообще представить себе, что ООН признает водную блокаду Крыма нарушением прав человека?
— Можно сказать сразу: если на рассмотрение Совбеза будет вынесена резолюция, осуждающая водный геноцид крымчан со стороны Украины, американская делегация сразу же воспользуется правом вето. К ним примкнут британцы. Их, пожалуй, поддержит и ряд других непостоянных членов Совета Безопасности, являющиеся, по факту, сателлитами США. Например, Эстония. Долгосрочная стратегия правительств этих стран известна — создать максимум неудобств для Российской Федерации.
«СП»: — В Киеве периодически раздаются «голоса разума», призывающие поставлять воду если не для помощи жителей, которых считают своими, то хотя бы ради денег. Придет ли время, когда хотя бы желание заработать превозможет нежелание вступать в конфликт с националистами?
— По большому счёту, на Украине и нормальных националистов то и нет. Есть уличные банды, решивших, что они бандеровцы, и состоящие на службе у различных олигархов. Будет выгодно условным ахметовым, пинчукам или коломойским продавать воду в Крым, эти же «националисты» будут смирно стоять у створок канала.
«СП»: — То есть воды мы от них не дождемся никогда?
— Почему не дождёмся? Вопрос о днепровской воде в Крым решаем за двадцать четыре часа. Была бы только политическая воля, а инструменты есть. Достаточно просто объявить в международный розыск всех олигархов, спонсирующих киевский режим и наложить арест на их активы. Но правительству России это почему-то не нужно, если они даже на Петра Порошенко наложили санкции только десять дней назад. Это вообще позорище, учитывая, что старший сын бывшего украинского президента фигурировал там с ноября 2018-го, хотя не он отдавал приказы убивать мирных жителей Донбасса.
«СП»: — И все же нужно искать другие источники, а не надеяться на Украину…
— Думаю, нужно, в первую очередь, бережно расходовать воду. Жители Симферополя и Бахчисарайского района получат воду нормировочно, а потом открывают соцсети и «любуются» на видео из Керчи, где вода из водопроводных сетей третьи сутки хлещет по улицам. А вода в Керчь идёт из артезианских источников Северного Крыма, где пока перебоев с водоснабжением нет, но всё равно в ряде сёл высок уровень засоленности воды. Я так полагаю, председателю Совмина РК Юрию Гоцанюку пора бы привести в чувство муниципалитеты, а в бюджет республики на будущий год заложить средства на капитальный ремонт водопроводных сетей. Что касается альтернативных источников…
Ещё пять лет назад, когда началась водная блокада, руководство Крыма говорило о возможности опреснения морской воды. Но потом с темы быстро съехало — это слишком дорогостоящая технология. Сейчас некоторые крымские учёные ухватились за идею поставлять крымчанам сточные воды, но даже не удосужившись прочитать соответствующий СанПиН. Ещё одни учёные делают ставку на подземные водохранилища, хотя и признают, что чрезмерное их использование может повлечь экологическую катастрофу. Как по мне, то решение водной проблемы Крыма лежит в Кремле. У правительства России есть инструменты, которые могли бы повлиять на Киев.