Есть такой старый анекдот: забегает мужик в бар и с порога обращается к бармену: «Шеф, налей мне по-быстрому, пока не началось!». Опрокидывает свои 50 грамм и продолжает: «Шеф, повтори, пожалуйста, пока не началось!». Еще через полминуты снова обращается с той же просьбой: «Шеф, мне… «С вас 100 рублей», — резюмирует бармен. «Ну вот, началось…», — раздосадованно выдает посетитель.
Если разобраться, нечто подобное проделывают в так называемые «черные пятницы» ретейлеры, когда зазывают потенциальных покупателей в свои магазины обещаниями безумных скидок. При этом товар надо выкупить как можно быстрей, не выбирая его, не прицениваясь, не соблюдая элементарных правил. А уж об очередях и речи не идет: кто когда-нибудь был участником или хотя бы свидетелем таких распродаж, знает и видел, на какую безобразную свалку все это похоже. О каком-либо подобии порядка в таких «разборах» и мечтать не приходится. Тем более не увидите вы здесь и отражения более или менее цивилизованного ценообразования и его влияния на ход торговли товарами.
По данным ВТБ в нынешнюю «черную пятницу», хотя она еще не закончилась и обычно длится до конца воскресенья, россияне совершали покупки в полтора раза чаще, чем год назад. Потрачено уже в два раза больше денег.
Такое понятие, как «Черная пятница» (ежегодно проводимая в торговых сетях акция по распродаже товаров с большой скидкой), появилось в США еще в XIX столетии. А в Россию данная традиция пришла совсем недавно. Однако спешить россиянам в эти дни в магазины, чтобы выгодно приобрести товар с огромной скидкой, по уверениям экспертов, отнюдь не стоит. Так, руководитель Московского регионального отделения Объединения потребителей России Наталья Старостина объясняет: «Фактические скидки на продукцию представлены далеко не во всех участвующих в данной акции торговых точках и супермаркетах. А, где они и имеют место быть, то все равно предоставляются не на товары из последних коллекций, тем более не на какой-то топовый перечень продукции. Это будут непроданные ранее вещи, словом, какой-то залежавшийся товар. Но, в любом случае, не новый».
Но суть таких распродаж состоит не только в том, чтобы выгодно избавиться от старого ассортимента. Конечно же, основная хитрость здесь кроется еще и в том, что магазины изначально завышают цены, чтобы потом создать у покупателей иллюзию их снижения. Магазины могут и слегка, постепенно повышать цены перед началом распродажи на товары, делая это аккуратно, чтобы покупатели не обратили внимания. А в ту же «черную пятницу» резко снижают цифру на ценнике и приписывают огромную скидку. Таким образом магазины убирают все наценки и фактически продают вещь по реальной, а не сниженной цене.
Как же не обмануться обычному покупателю? Наталья Старостина советует: «Нужно прибавить скидку, которая там указана, и посмотреть, что у нас остается: среднерыночная цена или гораздо ниже? Если к цене вы прибавите 80-процентную скидку, и получится цена ниже средней рыночной, то где-то кроется явный обман».
Следование американской моде в проведении «черных пятниц» у нас сводится по существу к тому, что покупателей попросту «разводят». Если в США, действительно, на таких распродажах можно купить стоящую вещь с реальной огромной скидкой, то люди неспроста, сметая друг друга, врываются в этот день толпой в двери только что открывшегося магазина. У нас же, по большей части, такие распродажи — замечательная уловка изворотливых и расчетливых торговцев, нацеленная на доверчивых потребителей.
А в условиях пандемии обман перешел уже и в виртуальное пространство: многие сегодня делают покупки через интернет-магазины. А это — еще один дополнительный способ развода" покупателей. Неважно, что товар приобретен со скидкой в день распродажи. На него ровным счетом так же распространяется закон о защите прав потребителей, как и на любой другой товар. Поэтому он подлежит возврату, если в нем что-то не устроило покупателя. Однако с сайтами не всегда в этом отношении все просто. Потому что не все и не всегда читают отзывы о том или ином виртуальном магазине, перед тем, как приобретают в нем что-либо. Да люди часто и не утруждают себя тем, чтобы узнать заранее адрес, по которому можно вернуть товар, если последний по тем или иным причинам им не подходит. В результате, попадаются на удочку мошенников.
В связи с этим, ЦБ дал россиянам, все же решившим воспользоваться и приобрести что-то со скидкой в период распродажи, несколько советов. В частности — не переходить по ссылкам от неизвестных пользователей с сомнительными предложениями на данную тему и не поддаваться искусственно созданному ажиотажу, а также — завести для таких покупок отдельную карту с установленным лимитом расходов.
Но грамотный потребитель, который соответствующим образом подготовился ко дню распродаж (узнал и сопоставил цены на нужный ему товар и со знанием дела пришел в магазин), может выгодно приобрести его — так считает директор по рекламе и маркетингу торгового комплекса «Савеловский» Дмитрий Шевцов. Но и он, придерживаясь той позиции, что «черная пятница» — это все-таки не афера, а рекламный ход и способ привлечь покупателя, все же предостерегает людей от того, чтобы бежать в день распродажи за покупками и складывать в тележку все, что надо и не надо. Ведь после таких «скидочных» дней в той же Америке очереди в магазины, чтобы сдать товар, купленный второпях в «черную пятницу», выстраиваются не меньше.
Словом, прежде чем сорваться в низком старте и устремиться за сомнительной выгодой, сто раз все взвесьте и подумайте: стоит ли овчинка выделки и не потратите ли вы в несколько раз больше денег и нервов, приобретя никому не нужный товар, который вам «впарили» под маркой «черной пятницы» мошенники от торговли. Тем более, что акции «черной пятницы» будут продолжаться все выходные.